Доля несостоявшихся закупок выросла до 60%: почему это происходит и что с этим делать?
2025-02-05 10:09
В 2024-2025 годах строительная отрасль столкнулась с ростом доли несостоявшихся закупок, что серьезно повлияло на рынок госзаказа. По данным Счетной палаты России, общий уровень несостоявшихся торгов достиг 60%. Особенно ощутимыми стали изменения в сфере строительства, где данный показатель составил 45,8% от поданных заявок, а в стоимостном выражении – 58,3%. Это значит, что контракты на сумму 2,8 трлн рублей остались неразыгранными. Данная тенденция вызывает обеспокоенность как среди участников рынка, так и среди законодателей.
Почему растет число несостоявшихся закупок?
Согласно отчету Счетной палаты РФ, главными причинами признания торгов несостоявшимися являются:
Отсутствие участников – в 94% случаев закупки не состоялись из-за отсутствия конкуренции. В большинстве тендеров подается всего одна заявка.
Централизация закупок – укрупнение лотов и объединение нескольких контрактов в один делают участие доступным только крупным игрокам, оставляя малый и средний бизнес за бортом.
Жесткие требования к участникам – из-за сложных критериев заказчиков часть компаний не может пройти квалификационный отбор.
Рост ставок Центробанка – повышение ключевой ставки увеличивает стоимость банковских гарантий, необходимых для участия в тендерах.
Какие сферы пострадали больше всего?
Наибольший процент несостоявшихся закупок приходится на сделки с недвижимостью (89,4%). В строительной отрасли – одной из ключевых для государственного заказа – этот показатель составил 45,8%.
Интересно, что проектирование оказалось одним из наиболее конкурентных направлений. Несмотря на общую тенденцию, в этой сфере наблюдается наименьший уровень несостоявшихся закупок. Это объясняется активным спросом на услуги квалифицированных проектировщиков, высоким уровнем конкуренции и гибкостью ценообразования.
Что предлагает Счетная палата для решения проблемы?
Счетная палата РФ разработала несколько предложений, направленных на снижение доли несостоявшихся торгов:
Стандартизация закупочных процедур – единые требования и нормативы позволят снизить административные барьеры.
Дробление крупных лотов – это даст возможность участвовать в торгах малому и среднему бизнесу, увеличив конкуренцию.
Корректировка методики расчета НМЦК – заказчикам рекомендуют учитывать не только средние значения коммерческих предложений, но и реальную рыночную стоимость услуг и материалов.
Оптимизация процесса подготовки закупочной документации – точное описание объекта закупки и его характеристик повысит интерес участников.
Как изменения повлияют на строителей?
Для строительных компаний ситуация может стать как вызовом, так и возможностью. С одной стороны, рост несостоявшихся закупок приводит к недозагруженности мощностей и потере потенциальных контрактов. С другой – новые правила создают условия для малых и средних строительных компаний, которые ранее не могли участвовать в крупных тендерах.
Также возрастает актуальность членства в СРО по проектированию, поскольку проектировщики остаются в числе тех, кто чаще всего выигрывает тендеры. Членство в саморегулируемой организации не только обеспечивает доступ к госзакупкам, но и повышает доверие заказчиков.
Как депутатский корпус реагирует на проблему?
Комитет по экономической политике Госдумы уже обсудил ситуацию с несостоявшимися закупками. Законодатели рассматривают возможность внесения поправок в 44-ФЗ «О госзакупках», в частности, в части:
Пересмотра правил укрупнения лотов – чтобы закупки стали доступнее для большего числа участников.
Упрощения процедуры подачи заявок – это может помочь привлечь к участию в тендерах больше компаний.
Смягчения требований к банковским гарантиям – что снизит финансовую нагрузку на участников торгов.
Рост доли несостоявшихся закупок – тревожный сигнал для строительного рынка. Однако предстоящие изменения могут дать шанс новым игрокам. Для успешного участия в госзакупках строительным компаниям стоит заранее адаптироваться к новым реалиям:
Разобраться с методиками расчета НМЦК и пересмотреть свою ценовую политику.
Проанализировать тендеры с более гибкими условиями участия.
Подготовиться к новым требованиям законодательства, чтобы не оказаться в числе проигравших.
Пока государственные заказчики и регуляторы ищут выход из сложившейся ситуации, компаниям важно оставаться в курсе изменений, корректировать свою стратегию участия в тендерах и использовать новые возможности, которые дает обновленный рынок госзакупок.
Наши специалисты помогают с подготовкой разрешительной документации по участию в тенедерном сопровождении по 44 ФЗ и 223 ФЗ