СРО СтройЭксперт

Новый законопроект ужесточает требования к компаниям, обслуживающим лифты​

2025-04-16 10:12
Госдума в первом чтении одобрила законопроект, направленный на повышение безопасности эксплуатации лифтов в многоквартирных домах.
Документ касается изменений в Жилищный кодекс РФ и вводит жёсткие требования к организациям, осуществляющим обслуживание лифтового оборудования.
Ключевая цель: устранить с рынка компании без профессиональной квалификации и ресурсов, а также снизить число несчастных случаев.
📌 Кому важно: руководителям строительных и монтажных компаний, занимающихся установкой, техническим обслуживанием и ремонтом лифтов в МКД.

Основные положения законопроекта

Обслуживать лифты смогут только компании из специального реестра. Согласно поправкам, эксплуатация лифтов будет допускаться только при наличии действующего договора с организацией, включённой в реестр специализированных лифтовых организаций.
  • Реестр будет формироваться и вести уполномоченный орган — по аналогии с Национальными реестрами специалистов.
  • Такие компании должны иметь необходимое оборудование, персонал и соблюдение всех регламентов.
То есть, если компания не включена в реестр — она не сможет обслуживать лифты.
Договор техобслуживания: не просто бумажка. Обслуживание лифтов станет возможным только при наличии действующего договора, в котором зафиксированы:
  • все обязательные регламентные работы,
  • сроки и периодичность обслуживания,
  • ответственность сторон.
Кто может заключить договор со специализированной организацией:
  • Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК;
  • Собственники помещений при непосредственном управлении МКД;
  • Застройщики и иные лица, временно отвечающие за содержание здания.
Отдельные особенности — для Москвы. Для столицы сохраняется возможность установления отдельных правил по техобслуживанию лифтов, шахт и помещений. Это учтено из-за высокой плотности застройки, специфики эксплуатации и количества оборудования.


Почему это важно: статистика травматизма

По данным Ростехнадзора и Национального лифтового союза, статистика пугающая:
  • С 2018 года — более 330 несчастных случаев;
  • Более 130 погибших за последние 5 лет;
  • В 2023 году — 13 погибших, 38 пострадавших;
  • В 2024 — 7 погибших, 19 пострадавших.
В большинстве случаев аварии происходят из-за халатного отношения подрядчиков, использования устаревшего оборудования и отсутствия регламентного обслуживания.
До сих пор в МКД можно было заключать договор с любой организацией, формально указавшей, что она «обслуживает лифты». Проверок было мало, и рынок оказался наводнён случайными исполнителями.
Теперь государство берёт под жёсткий контроль:
  • допуск к техобслуживанию (только по включению в реестр);
  • качество работ (требования к регламентам и договорам);
  • ответственность сторон.
Для тех, кто до сих пор работает без должных компетенций, лицензий и квалифицированных кадров — время вышло.

Что делать подрядным организациям

Если ваша компания занимается установкой и обслуживанием лифтов, у вас есть два пути:
  1. Пройти проверку и попасть в реестр: подготовить оборудование, персонал, наладить документацию, заключить страховку.
  2. Зайти на рынок через СРО: вступление в строительно-монтажное СРО — дополнительный аргумент при работе с УК и собственниками, особенно при участии в тендерах по капитальному ремонту.
Что будет дальше? На момент публикации законопроект прошёл первое чтение. Ожидается:
  • обсуждение деталей ко второму чтению;
  • разработка порядка ведения реестра;
  • утверждение типовой формы договора на обслуживание;
  • внесение изменений в подзаконные акты Минстроя и Ростехнадзора.
Если документ примут в текущей редакции, новые требования вступят в силу уже в 2025 году.

Выводы:

  • Обслуживать лифты смогут только специализированные компании, включённые в государственный реестр.
  • Без договора, соответствующего требованиям закона, эксплуатация лифта будет запрещена.
  • Новые правила ликвидируют «серый рынок» и повысят ответственность всех участников — от подрядчиков до УК.
  • Компаниям следует заранее подготовиться к включению в реестр, получить допуски, оформить СРО и наладить внутренние регламенты.
Безопасность в приоритете. Лифты — не тот сегмент, где допустимы компромиссы. Новый законопроект делает это официальной нормой.