Как изменится рынок СРО в 2025 году: прогнозы и реформы
2025-03-17 13:44
Саморегулируемые организации (СРО) играют ключевую роль в строительной, проектной и изыскательской деятельности, обеспечивая контроль за качеством работ и защиту интересов участников рынка. В 2025 году ожидаются значительные изменения в регулировании СРО, что потребует от компаний пересмотра условий сотрудничества и адаптации к новым требованиям.
Законодательство, регулирующее работу саморегулируемых организаций постоянно меняется. Важно своевременно отслеживать нововведения, чтобы избежать штрафов, исключения из реестра и проблем с исполнением контрактов.
Цель данной статьи — рассмотреть прогнозы и реформы рынка СРО на 2025 год и дать рекомендации для компаний.
Актуальное состояние рынка СРО на 2024 год
По итогам 2024 года общее количество действующих членов СРО в области капитального строительства составило 102 298 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основные направления СРО:
строительство;
проектирование;
инженерные изыскания.
Компании, вступающие в СРО, обязаны соответствовать ряду требований: наличие квалифицированных специалистов, уплату вступительных и членских взносов, а также соответствие стандартам. Однако рынок сталкивается с рядом проблем:
наличие фиктивных СРО, не выполняющих контрольные функции;
отсутствие прозрачности в управлении компенсационными фондами;
сложности с внесением специалистов в Национальный реестр (НРС);
Всё это требует ужесточения контроля и реформирования системы саморегулирования. Например, с 2023 года все регионы России перешли на ресурсно-индексный метод (РИМ) расчёта сметной стоимости строительства, что позволяет:
Определять объем работ и материалов.
Учитывать базовые индексы для отражения рыночных колебаний.
Выводить корректированную сметную стоимость с учётом изменений на рынке.
Федеральная государственная информационная система «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС) содержит данные лишь на 10%, что затрудняет объективное формирование смет. Однако к 2025 году ожидается наполнение системы и повышение её точности.
Какие еще изменения ждут СРО в 2025 году?
Законодательные изменения и реформы, ожидаемые в 2025 году
В январе 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета экспертов по регулированию строительного рынка, организованное ведущими профессиональными объединениями. В мероприятии приняли участие представители органов власти, крупнейших саморегулируемых организаций (СРО) и бизнес-сообщества.
Ключевые вопросы, обсуждаемые на заседании, касались предстоящих реформ в сфере саморегулирования, направленных на:
повышение прозрачности деятельности СРО;
ужесточение требований к членству и квалификации специалистов;
пересмотр системы компенсационных фондов;
цифровизацию процессов взаимодействия между компаниями и регулирующими органами.
На 2025 год запланированы важные изменения в Градостроительный кодекс и ФЗ №372. На официальном портале парламента опубликован законопроект №779131-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/779131-8), который вносит изменения в Градостроительный кодекс РФ.
«Текущая система отбора подрядчиков через СРО продемонстрировала свою несостоятельность и не достигла изначально поставленных целей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ожидается, что изменения затронут все аспекты работы саморегулируемых организаций:
Ужесточение требований к членам СРО — возможное повышение минимального размера компенсационного фонда и пересмотр условий допуска к работам.
Новые правила формирования и расходования компенсационных фондов — повышение прозрачности и ужесточение контроля за финансами организаций.
Создание единого цифрового реестра СРО — интеграция с порталом Госуслуг для автоматического мониторинга выполнения обязательств.
Объединение баз данных СРО и НРС — создание прозрачной платформы для мониторинга членов СРО.
Изменение условий членства в СРО — возможные корректировки в порядке вступления новых компаний и пересмотр системы взносов.
Автоматическое исключение недобросовестных СРО из реестра — решение будет приниматься в досудебном порядке.
Ужесточение квалификационных требований — контроль над специалистами Национального реестра специалистов (НРС), с возможностью временного запрета на выполнение обязанностей ГАПа и ГИПа.
«Создаётся объединённая информационная платформа, которая позволит анализировать репутацию компаний, квалификацию их сотрудников и уровень профессиональной подготовки команды», — отмечается в проекте реформ.
В 2025 году в России также начнётся подготовка законодательной базы для внедрения формульного ценообразования в строительстве. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко на XI Международном форуме 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге.
Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой разработал четыре индекса-дефлятора, которые будут использоваться для расчёта сметной стоимости объектов:
жилищно-гражданское строительство;
производственные объекты;
линейные объекты энергетического хозяйства;
линейные объекты транспортной инфраструктуры.
Эти индексы уже применяются в экспериментальном режиме, но пока не являются обязательными. В 2025 году планируется их закрепление на законодательном уровне, что позволит регионам учитывать инфляционные процессы и корректировать расчёты по контрактам.
В итоге, многие участники рынка могут не выдержать новых условий, что поможет очистить рынок от недобросовестных участников, усилить роль профессиональных объединений и обеспечить стабильность строительного сектора.
Как изменения отразятся на компаниях-членах СРО?
Введение новых требований потребует от компаний:
проверки специалистов НРС на соответствие обновлённым требованиям;
пересмотра бюджета с учётом возможного роста стоимости членских взносов;
адаптации к новым правилам работы с компенсационными фондами;
увеличения затрат на соответствие стандартам и прохождение проверок.
Компании, не соответствующие новым условиям, рискуют столкнуться с административными санкциями, штрафами или исключением из реестра. Важно заранее подготовиться к изменениям.
Новые требования к специалистам НРС
С 1 марта 2025 года в силу вступает профессиональный стандарт «Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности», утвержденный приказом Минтруда № 433/н от 29 августа 2024 года. Этот стандарт, разработанный НОСТРОЙ, НОПРИЗ и ООО «Центр исследований», регламентирует работу специалистов в СРО, и устанавливает новые требования к их квалификации.
Основные функции специалистов СРО теперь включают:
Ведение реестра членов СРО;
Обеспечение доступа к информации через официальный сайт СРО;
Контроль соответствия членов требованиям законодательства, технического регулирования и стандартов СРО;
Анализ деятельности членов СРО по предоставляемым ими отчетам;
Юридическое сопровождение деятельности СРО;
Выполнение функций исполнительного органа СРО.
Требования к образованию специалистов СРО:
Специалисты по ведению реестра, документообороту и сайту: не ниже среднего профессионального образования;
Сотрудники контрольного, дисциплинарного и аналитического отдела: высшее образование (бакалавриат);
Юрисконсульты и руководители юридических отделов: высшее юридическое образование (бакалавриат) и опыт работы не менее 5 лет;
Президент и директор СРО: магистратура или специалитет + 6 лет опыта в саморегулировании или строительстве.
Дополнительно, для всех специалистов рекомендовано повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
Новые требования к квалификации специалистов СРО приведут к кадровым перестройкам внутри организаций. Компании, чьи специалисты не соответствуют новым стандартам, рискуют столкнуться с трудностями при продлении допуска.
Изменения в размере взносов и правилах их уплаты
2025 год также принес изменения в систему взносов для членов СРО, что значительно повлияло на финансовую нагрузку компаний.
Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) - это основной страховой резерв СРО, используемый для покрытия убытков заказчиков в случае некачественного выполнения работ. Оплачивается единовременно при вступлении, но при необходимости возможно увеличение уровня ответственности.
Размеры взносов для строительных организаций:
Контракты до 90 млн руб. — 100 000 руб.
Контракты до 500 млн руб. — 500 000 руб.
Контракты до 3 млрд руб. — 1 500 000 руб.
Контракты до 10 млрд руб. — 2 000 000 руб.
Контракты свыше 10 млрд руб. — 5 000 000 руб.
Для проектных и инженерно-изыскательных компаний:
Контракты до 25 млн руб. — 50 000 руб.
Контракты до 50 млн руб. — 150 000 руб.
Контракты до 300 млн руб. — 500 000 руб.
Контракты свыше 300 млн руб. — 1 000 000 руб.
Фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) - этот взнос обязателен для участия в тендерах и выступает гарантией исполнения обязательств. Он также оплачивается единовременно, но может быть увеличен при необходимости.
Размеры взносов для строительных организаций:
Контракты до 90 млн руб. — 200 000 руб.
Контракты до 500 млн руб. — 2 500 000 руб.
Контракты до 3 млрд руб. — 4 500 000 руб.
Контракты до 10 млрд руб. — 7 000 000 руб.
Контракты свыше 10 млрд руб. — 25 000 000 руб.
Для проектных и инженерно-изыскательных компаний:
Контракты до 25 млн руб. — 150 000 руб.
Контракты до 50 млн руб. — 350 000 руб.
Контракты до 300 млн руб. — 2 500 000 руб.
Контракты свыше 300 млн руб. — 3 500 000 руб.
Последствия для компаний, не соответствующих новым стандартам
Компании, не подготовившиеся к изменениям, рискуют столкнуться с серьезными проблемами:
Штрафы и санкции за несоответствие новым требованиям.
Исключение из реестра СРО, что приведет к потере права на участие в госзакупках и тендерах.
Приостановка деятельности в отсутствия необходимых специалистов или невыполнения новых требований.
Прогнозы для рынка СРО на 2025 год
Несмотря на широкие полномочия, СРО не используют их в полной мере. В результате:
значительно ухудшилось качество строительных работ;
возросло количество срывов сроков сдачи объектов;
увеличилось число случаев недобросовестного выполнения контрактов.
«Национальные объединения должны взять на себя ключевые функции по созданию, имплементации и мониторингу нормативных требований. Они получат полномочия по установлению юридических механизмов и правил функционирования СРО», — отмечает один из разработчиков новых законопроектов.
В 2025 году рынок СРО будет двигаться в сторону консолидации. Это проявится в нескольких ключевых тенденциях:
Рост конкуренции среди СРО: организации будут предлагать более выгодные условия для привлечения надёжных участников.
Концентрация рынка: малые СРО будут поглощены более крупными игроками, ожидаются массовые слияния.
Усиление государственного контроля за финансами: государство возьмёт под жёсткий контроль компенсационные фонды и механизмы их расходования. Возрастет число проверок со стороны контролирующих органов.
Цифровизация и автоматизация: компании, не использующие цифровые инструменты, столкнутся с трудностями при прохождении проверок.
«Сейчас многие компании готовятся к ужесточению контроля. Если раньше СРО были относительно независимыми, то в 2025 году регулирование может стать жёстче, что создаст новые вызовы для участников рынка», — подчёркивает представитель одной из строительных компаний.
Рекомендации для компаний: как подготовиться к реформам?
Чтобы избежать проблем и соответствовать новым требованиям, строительным и проектным компаниям рекомендуется:
Провести аудит членства в СРО — проверить соответствие обновлённым стандартам.
Актуализировать данные специалистов в НРС — убедиться, что сотрудники соответствуют новым требованиям.
Пересмотреть бюджеты и финансовую стратегию — учесть возможное увеличение затрат на взносы и проверки.
Оптимизировать внутренние процессы и подготовиться к цифровизации взаимодействия с госорганами.
Наладить взаимодействие с юристами и экспертами — своевременное консультирование поможет избежать санкций и приостановки деятельности.
«Подготовка к реформам — это не просто вопрос соблюдения законодательства, но и стратегическая необходимость для компаний, планирующих долгосрочную работу на рынке», — отмечает один из экспертов.
2025 год станет переломным для рынка саморегулируемых организаций. Усиление контроля, реформирование механизмов работы и цифровизация приведут к изменению привычной системы СРО. Компании, которые заранее подготовятся к реформам, смогут укрепить свои позиции, а те, кто не адаптируется — рискуют столкнуться с серьёзными проблемами, вплоть до приостановки деятельности.
«Изменения неизбежны, и ключевая задача бизнеса — быть готовым к новым реалиям», — заключает один из участников рынка.
Важно: заранее проанализировать предстоящие изменения и подготовить компанию к новым требованиям. Следите за обновлениями законодательства и консультируйтесь с профессионалами!