СРО СтройЭксперт

Как изменится рынок СРО в 2025 году: прогнозы и реформы

2025-03-17 13:44
Саморегулируемые организации (СРО) играют ключевую роль в строительной, проектной и изыскательской деятельности, обеспечивая контроль за качеством работ и защиту интересов участников рынка. В 2025 году ожидаются значительные изменения в регулировании СРО, что потребует от компаний пересмотра условий сотрудничества и адаптации к новым требованиям.

Законодательство, регулирующее работу саморегулируемых организаций постоянно меняется. Важно своевременно отслеживать нововведения, чтобы избежать штрафов, исключения из реестра и проблем с исполнением контрактов.

Цель данной статьи — рассмотреть прогнозы и реформы рынка СРО на 2025 год и дать рекомендации для компаний.

Актуальное состояние рынка СРО на 2024 год

По итогам 2024 года общее количество действующих членов СРО в области капитального строительства составило 102 298 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основные направления СРО:

  • строительство;
  • проектирование;
  • инженерные изыскания.

Компании, вступающие в СРО, обязаны соответствовать ряду требований: наличие квалифицированных специалистов, уплату вступительных и членских взносов, а также соответствие стандартам. Однако рынок сталкивается с рядом проблем:

  • наличие фиктивных СРО, не выполняющих контрольные функции;
  • отсутствие прозрачности в управлении компенсационными фондами;
  • сложности с внесением специалистов в Национальный реестр (НРС);
  • несоответствие реальных требований СРО законодательным нормам.

Всё это требует ужесточения контроля и реформирования системы саморегулирования. Например, с 2023 года все регионы России перешли на ресурсно-индексный метод (РИМ) расчёта сметной стоимости строительства, что позволяет:

  1. Определять объем работ и материалов.
  2. Учитывать базовые индексы для отражения рыночных колебаний.
  3. Рассчитывать индексированные цены стройматериалов.
  4. Выводить корректированную сметную стоимость с учётом изменений на рынке.

Федеральная государственная информационная система «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС) содержит данные лишь на 10%, что затрудняет объективное формирование смет. Однако к 2025 году ожидается наполнение системы и повышение её точности.

Какие еще изменения ждут СРО в 2025 году?

Законодательные изменения и реформы, ожидаемые в 2025 году

В январе 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета экспертов по регулированию строительного рынка, организованное ведущими профессиональными объединениями. В мероприятии приняли участие представители органов власти, крупнейших саморегулируемых организаций (СРО) и бизнес-сообщества.

Ключевые вопросы, обсуждаемые на заседании, касались предстоящих реформ в сфере саморегулирования, направленных на:

  • повышение прозрачности деятельности СРО;
  • ужесточение требований к членству и квалификации специалистов;
  • пересмотр системы компенсационных фондов;
  • цифровизацию процессов взаимодействия между компаниями и регулирующими органами.

На 2025 год запланированы важные изменения в Градостроительный кодекс и ФЗ №372. На официальном портале парламента опубликован законопроект №779131-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/779131-8), который вносит изменения в Градостроительный кодекс РФ.

«Текущая система отбора подрядчиков через СРО продемонстрировала свою несостоятельность и не достигла изначально поставленных целей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ожидается, что изменения затронут все аспекты работы саморегулируемых организаций:

  1. Ужесточение требований к членам СРО — возможное повышение минимального размера компенсационного фонда и пересмотр условий допуска к работам.
  2. Новые правила формирования и расходования компенсационных фондов — повышение прозрачности и ужесточение контроля за финансами организаций.
  3. Создание единого цифрового реестра СРО — интеграция с порталом Госуслуг для автоматического мониторинга выполнения обязательств.
  4. Объединение баз данных СРО и НРС — создание прозрачной платформы для мониторинга членов СРО.
  5. Изменение условий членства в СРО — возможные корректировки в порядке вступления новых компаний и пересмотр системы взносов.
  6. Автоматическое исключение недобросовестных СРО из реестра — решение будет приниматься в досудебном порядке.
  7. Ужесточение квалификационных требований — контроль над специалистами Национального реестра специалистов (НРС), с возможностью временного запрета на выполнение обязанностей ГАПа и ГИПа.

«Создаётся объединённая информационная платформа, которая позволит анализировать репутацию компаний, квалификацию их сотрудников и уровень профессиональной подготовки команды», — отмечается в проекте реформ.

В 2025 году в России также начнётся подготовка законодательной базы для внедрения формульного ценообразования в строительстве. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко на XI Международном форуме 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге.

Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой разработал четыре индекса-дефлятора, которые будут использоваться для расчёта сметной стоимости объектов:

  • жилищно-гражданское строительство;
  • производственные объекты;
  • линейные объекты энергетического хозяйства;
  • линейные объекты транспортной инфраструктуры.

Эти индексы уже применяются в экспериментальном режиме, но пока не являются обязательными. В 2025 году планируется их закрепление на законодательном уровне, что позволит регионам учитывать инфляционные процессы и корректировать расчёты по контрактам.

В итоге, многие участники рынка могут не выдержать новых условий, что поможет очистить рынок от недобросовестных участников, усилить роль профессиональных объединений и обеспечить стабильность строительного сектора.

Как изменения отразятся на компаниях-членах СРО?

Введение новых требований потребует от компаний:

  • проверки специалистов НРС на соответствие обновлённым требованиям;
  • пересмотра бюджета с учётом возможного роста стоимости членских взносов;
  • адаптации к новым правилам работы с компенсационными фондами;
  • увеличения затрат на соответствие стандартам и прохождение проверок.

Компании, не соответствующие новым условиям, рискуют столкнуться с административными санкциями, штрафами или исключением из реестра. Важно заранее подготовиться к изменениям.

Новые требования к специалистам НРС

С 1 марта 2025 года в силу вступает профессиональный стандарт «Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности», утвержденный приказом Минтруда № 433/н от 29 августа 2024 года. Этот стандарт, разработанный НОСТРОЙ, НОПРИЗ и ООО «Центр исследований», регламентирует работу специалистов в СРО, и устанавливает новые требования к их квалификации.

Основные функции специалистов СРО теперь включают:

  • Ведение реестра членов СРО;
  • Обеспечение доступа к информации через официальный сайт СРО;
  • Контроль соответствия членов требованиям законодательства, технического регулирования и стандартов СРО;
  • Анализ деятельности членов СРО по предоставляемым ими отчетам;
  • Юридическое сопровождение деятельности СРО;
  • Выполнение функций исполнительного органа СРО.

Требования к образованию специалистов СРО:

  • Специалисты по ведению реестра, документообороту и сайту: не ниже среднего профессионального образования;
  • Сотрудники контрольного, дисциплинарного и аналитического отдела: высшее образование (бакалавриат);
  • Юрисконсульты и руководители юридических отделов: высшее юридическое образование (бакалавриат) и опыт работы не менее 5 лет;
  • Президент и директор СРО: магистратура или специалитет + 6 лет опыта в саморегулировании или строительстве.

Дополнительно, для всех специалистов рекомендовано повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

Новые требования к квалификации специалистов СРО приведут к кадровым перестройкам внутри организаций. Компании, чьи специалисты не соответствуют новым стандартам, рискуют столкнуться с трудностями при продлении допуска.

Изменения в размере взносов и правилах их уплаты

2025 год также принес изменения в систему взносов для членов СРО, что значительно повлияло на финансовую нагрузку компаний.

Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) - это основной страховой резерв СРО, используемый для покрытия убытков заказчиков в случае некачественного выполнения работ. Оплачивается единовременно при вступлении, но при необходимости возможно увеличение уровня ответственности.

Размеры взносов для строительных организаций:

  • Контракты до 90 млн руб. — 100 000 руб.
  • Контракты до 500 млн руб. — 500 000 руб.
  • Контракты до 3 млрд руб. — 1 500 000 руб.
  • Контракты до 10 млрд руб. — 2 000 000 руб.
  • Контракты свыше 10 млрд руб. — 5 000 000 руб.

Для проектных и инженерно-изыскательных компаний:

  • Контракты до 25 млн руб. — 50 000 руб.
  • Контракты до 50 млн руб. — 150 000 руб.
  • Контракты до 300 млн руб. — 500 000 руб.
  • Контракты свыше 300 млн руб. — 1 000 000 руб.

Фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) - этот взнос обязателен для участия в тендерах и выступает гарантией исполнения обязательств. Он также оплачивается единовременно, но может быть увеличен при необходимости.

Размеры взносов для строительных организаций:

  • Контракты до 90 млн руб. — 200 000 руб.
  • Контракты до 500 млн руб. — 2 500 000 руб.
  • Контракты до 3 млрд руб. — 4 500 000 руб.
  • Контракты до 10 млрд руб. — 7 000 000 руб.
  • Контракты свыше 10 млрд руб. — 25 000 000 руб.

Для проектных и инженерно-изыскательных компаний:

  • Контракты до 25 млн руб. — 150 000 руб.
  • Контракты до 50 млн руб. — 350 000 руб.
  • Контракты до 300 млн руб. — 2 500 000 руб.
  • Контракты свыше 300 млн руб. — 3 500 000 руб.

Последствия для компаний, не соответствующих новым стандартам

Компании, не подготовившиеся к изменениям, рискуют столкнуться с серьезными проблемами:

  • Штрафы и санкции за несоответствие новым требованиям.
  • Исключение из реестра СРО, что приведет к потере права на участие в госзакупках и тендерах.

Приостановка деятельности в отсутствия необходимых специалистов или невыполнения новых требований.

Прогнозы для рынка СРО на 2025 год

Несмотря на широкие полномочия, СРО не используют их в полной мере. В результате:

  • значительно ухудшилось качество строительных работ;
  • возросло количество срывов сроков сдачи объектов;
  • увеличилось число случаев недобросовестного выполнения контрактов.

«Национальные объединения должны взять на себя ключевые функции по созданию, имплементации и мониторингу нормативных требований. Они получат полномочия по установлению юридических механизмов и правил функционирования СРО», — отмечает один из разработчиков новых законопроектов.

В 2025 году рынок СРО будет двигаться в сторону консолидации. Это проявится в нескольких ключевых тенденциях:

  • Рост конкуренции среди СРО: организации будут предлагать более выгодные условия для привлечения надёжных участников.
  • Концентрация рынка: малые СРО будут поглощены более крупными игроками, ожидаются массовые слияния.
  • Усиление государственного контроля за финансами: государство возьмёт под жёсткий контроль компенсационные фонды и механизмы их расходования. Возрастет число проверок со стороны контролирующих органов.
  • Цифровизация и автоматизация: компании, не использующие цифровые инструменты, столкнутся с трудностями при прохождении проверок.

«Сейчас многие компании готовятся к ужесточению контроля. Если раньше СРО были относительно независимыми, то в 2025 году регулирование может стать жёстче, что создаст новые вызовы для участников рынка», — подчёркивает представитель одной из строительных компаний.

Рекомендации для компаний: как подготовиться к реформам?

Чтобы избежать проблем и соответствовать новым требованиям, строительным и проектным компаниям рекомендуется:

  1. Провести аудит членства в СРО — проверить соответствие обновлённым стандартам.
  2. Актуализировать данные специалистов в НРС — убедиться, что сотрудники соответствуют новым требованиям.
  3. Пересмотреть бюджеты и финансовую стратегию — учесть возможное увеличение затрат на взносы и проверки.
  4. Оптимизировать внутренние процессы и подготовиться к цифровизации взаимодействия с госорганами.
  5. Наладить взаимодействие с юристами и экспертами — своевременное консультирование поможет избежать санкций и приостановки деятельности.

«Подготовка к реформам — это не просто вопрос соблюдения законодательства, но и стратегическая необходимость для компаний, планирующих долгосрочную работу на рынке», — отмечает один из экспертов.

2025 год станет переломным для рынка саморегулируемых организаций. Усиление контроля, реформирование механизмов работы и цифровизация приведут к изменению привычной системы СРО. Компании, которые заранее подготовятся к реформам, смогут укрепить свои позиции, а те, кто не адаптируется — рискуют столкнуться с серьёзными проблемами, вплоть до приостановки деятельности.

«Изменения неизбежны, и ключевая задача бизнеса — быть готовым к новым реалиям», — заключает один из участников рынка.

Важно: заранее проанализировать предстоящие изменения и подготовить компанию к новым требованиям. Следите за обновлениями законодательства и консультируйтесь с профессионалами!