Правительство России утвердило долгожданные комплексные планы развития 15 опорных населённых пунктов Арктической зоны до 2035 года. Распоряжение, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 27 октября 2025 года, задаёт вектор развития для ключевых арктических агломераций, включая Тикси – Найба, Салехард – Лабытнанги, Норильск – Дудинку и Мурманскую группу.
Новые планы охватывают масштабное обновление инфраструктуры: от жилищного фонда и социальных объектов до модернизации транспортных узлов и туристических мощностей. Важной особенностью документа является закрепление финансирования: на реализацию предусмотренных мер будет направляться не менее 5% средств федеральных государственных программ.
«Эффективное выполнение поставленных задач создаст в Арктике более комфортные условия для жизни, труда и туризма», — подчеркнул Михаил Мишустин, комментируя утверждение планов.
От планов к реализации: Что уже сделано в Арктике
Утверждение долгосрочных планов происходит на фоне активной реализации уже запущенных проектов в рамках арктической стратегии. В 2024–2025 годах в регионе зафиксирован ряд значительных достижений:
• Развитие транспортной связности: В 2024 году завершена реконструкция части взлётно-посадочной полосы в аэропорту Тикси (Республика Саха/Якутия), что позволило увеличить частоту рейсов и улучшить логистику для местных жителей. • Энергетические проекты: В рамках обеспечения энергонезависимости, в конце 2024 года в Певеке (Чукотка) введена в эксплуатацию новая модульная электростанция, снизившая зависимость города от устаревших дизельных генераторов. • Социальная сфера: В Новом Уренгое (ЯНАО) в 2025 году открыт крупный многофункциональный спортивный комплекс, построенный по программе государственно-частного партнёрства, что стало ответом на запрос на развитие досуговой инфраструктуры для молодёжи. • Жилищное строительство: В Воркуте (Республика Коми) в 2024 году начата активная фаза переселения жителей из ветхого жилья. По данным региональных властей, введено в строй более 150 новых квартир, что является частью более широкой программы реновации моногорода.
Не все арктические проекты готовы финансировать
Например, Росавиации отказали в увеличении субсидий для северных аэропортов. Агентство просило дополнительно 9 млрд рублей в год на 2025–2027 годы для модернизации инфраструктуры, повышения безопасности и обновления техники.
Сейчас финансирование семи федеральных предприятий, работающих в районах Крайнего Севера и Арктики, составляет около 4 млрд рублей в год — этих средств недостаточно. Ведомство ежегодно направляет запрос в Минфин, однако поддержку не получает.
Утверждённые планы по финансированию на период до 2035 года призваны систематизировать и масштабировать устойчивое развитие всех 15 приоритетных территорий, которые ранее были определены Правительством в конце 2023 года.