Для повышения удобства сайта мы используем cookies. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который также использует файлы cookie
СРО СтройЭксперт

Мастер-планы и новая стратегия развития: почему без изменений в Градкодекс не обойтись

В марте 2025 года Правительство России сделало важный шаг в сторону модернизации инфраструктуры страны — Премьер-министр Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию, посвящённую вопросам опережающего развития дорожного хозяйства, инженерных сетей, социальной инфраструктуры и мастер-планов городов. На встрече обсуждались не только планы, но и конкретные меры, необходимые для реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

Почему всё упирается в законодательство

На сессии было заявлено: без упрощения градостроительных процедур достичь целей не получится. Как подчеркнул Михаил Мишустин, действующий Градостроительный кодекс РФ требует доработки, а нормативная база — адаптации под современные реалии. И речь здесь не о косметических правках — необходима системная трансформация механизмов планирования, проектирования, согласования и реализации комплексных инфраструктурных решений.
В связи с этим началась активная разработка пакета законодательных изменений, которые должны стать основой для внедрения мастер-планов — комплексных документов пространственного развития, охватывающих всё: от застройки до транспортной логистики, от коммунального хозяйства до социальной инфраструктуры.
«В рамках скорейшей реализации поручений Президента и задач нацпроекта оперативно завершаем подготовку необходимых законодательных изменений», — заявил председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Что такое мастер-планы и зачем они нужны

Мастер-план — это стратегический план развития города или территории, включающий схемы застройки, инженерной инфраструктуры, транспортной системы, озеленения, размещения социальных объектов. Он заменяет собой разрозненные градостроительные документы, обеспечивая цельное и сбалансированное развитие территории.
К 2030 году мастер-планы должны быть разработаны и реализованы в 2160 опорных пунктах — городах и сёлах, где проживает более 70% населения страны. Благодаря этой работе ожидается:
  • Повышение качества жизни граждан на 30% к 2030 году;
  • Рост до 60% к 2036 году.
Это большой объём задач, который невозможно решить в рамках действующих бюрократических процедур. Поэтому Правительство берет курс на упрощение согласований, экспертиз, переход к единому цифровому управлению пространственным развитием.

Какие задачи решает стратегия пространственного развития

В новой стратегии акцент сделан на следующие направления:
Жилищное строительство. План — построить более 663 млн кв. м жилья к 2030 году. Уже сейчас ежегодный ввод превышает 100 млн кв. м. Повышение темпов требует не только подрядных ресурсов, но и пересмотра регламентов, связанных с проектированием, экспертизой и разрешительной документацией.
Коммунальная инфраструктура. Цель — довести ежегодную замену изношенных инженерных сетей до 2,5%, а в перспективе — до 5%. Это позволит выйти на полное обновление сетей в разумные сроки.
Дорожное хозяйство. С 2019 по 2024 годы приведено в порядок свыше 5000 км дорог. К 2030 году доля качественных федеральных трасс должна достигнуть 85%, региональных — 60%.
Городская среда. Более двух тысяч населённых пунктов включены в перечень опорных точек пространственного развития. Их модернизация охватит не только инфраструктуру, но и облик территорий, экологические стандарты, доступность объектов культуры, образования и здравоохранения.
Общественный транспорт. Один из флагманских проектов — запуск городских электричек и развитие железнодорожной сети между регионами Центральной России. Это снизит нагрузку на автомобильные дороги и обеспечит связанность городов.
Цифровизация управления. Мастер-планы и нацпроекты интегрируются в цифровые платформы планирования, где каждое решение будет просчитываться по показателям эффективности и устойчивости.

Почему важно действовать сейчас

До конца 2025 года должны быть подготовлены и приняты изменения в Градостроительный кодекс РФ, а также утверждены новые подзаконные акты. Без этого реализация мастер-планов будет невозможна — они просто не вписываются в существующие нормативные рамки.
Эти изменения станут поворотной точкой для всей отрасли. От них зависит:
  • скорость согласования проектов,
  • гибкость проектных решений,
  • возможность использовать новые технологии строительства и проектирования,
  • доступ к финансированию по нацпроектам,
  • участие в конкурсах на развитие территорий.

Кому важно следить за ситуацией?

📌 Руководителям строительных и девелоперских компаний — чтобы быть в числе первых, кто войдёт в проекты мастер-планов.
📌 Проектным организациям и архитектурным бюро — чтобы подготовиться к новым требованиям и ускоренным процедурам согласования.
📌 Представителям госзаказчиков и управляющих компаний — для понимания новых правил в градостроительстве и капремонте.
📌 Юристам и специалистам ГИС — чтобы вовремя адаптировать правовую и проектную документацию к новому регламенту.
Если вы хотите включиться в реализацию проектов уже сейчас — обратите внимание на актуальные отборы по капитальному ремонту. Ознакомиться с условиями и подать заявку на получение аккредитации для работы по 615 ФЗ можно на сайте.
Будьте на шаг впереди — законодательство меняется, а вместе с ним открываются и новые возможности.