28 октября 2024 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (Распоряжение № 3030-р).
Основной целью документа является совершенствование кадрового потенциала отрасли для повышения эффективности национальной экономики и достижения национальных целей, установленных Указом Президента № 309 от 7 мая 2024 года.
Основные задачи Концепции
Концепция направлена на модернизацию системы подготовки кадров с целью ликвидации разрыва между образовательными программами и реальными потребностями строительной отрасли и ЖКХ. В документе отмечается, что в последние годы наблюдается острый дефицит специалистов всех уровней, особенно в условиях старения рабочей силы: доля работников пенсионного возраста превышает 8% (более 500 тыс. человек).
Ключевые задачи Концепции:
- Увеличение численности специалистов: к 2030 году количество занятых в строительной отрасли должно достигнуть 6,8 млн человек, к 2035 году — 7,3 млн человек.
- Привлечение молодежи: в ближайшие 6 лет необходимо подготовить более 850 тыс. молодых специалистов для замещения сотрудников, выходящих на пенсию.
- Практическая подготовка: увеличение доли практических занятий в вузах, техникумах и колледжах.
- Стимулирование интереса к профессиям: создание программ предпрофессионального развития для учащихся 6-11 классов.
Основные направления реализации Концепции
- Образовательные программы:
- Актуализация программ среднего и высшего образования в соответствии с требованиями строительной отрасли и ЖКХ.
- Разработка дополнительных профессиональных программ с акцентом на цифровые компетенции, бережливое производство и повышение производительности труда.
- Корпоративные кафедры и стипендиальные программы:
- Создание кафедр при вузах в сотрудничестве с предприятиями реального сектора.
- Реализация стипендиальных программ поддержки студентов.
- Международное сотрудничество:
- Развитие двусторонней мобильности студентов и преподавателей.
- Участие российских образовательных учреждений в международных рейтингах.
- Цифровизация образовательных процессов:
- Внедрение модели «Цифровой университет» и «Цифровой колледж».
- Использование искусственного интеллекта и виртуальной реальности в образовательных программах.
Подготовка кадров для инновационного строительства
В рамках Концепции акцент сделан на развитие отраслевых консорциумов, таких как «Строительство и архитектура», созданный на базе МГСУ. Консорциум объединяет образовательные и научные организации, предприятия строительного сектора и ЖКХ для интеграции научных достижений в реальные проекты.
Вовлечение работодателей
Работодатели будут активно участвовать:
- в разработке образовательных программ.
- в проведении практик и стажировок.
- в оценке компетенций выпускников.
- в формировании корпоративных кафедр и создании стипендиальных программ.
Меры по поддержке научных исследований
Развитие исследовательских лабораторий и технопарков: для генерации инновационных решений в строительной отрасли.
Коммерциализация разработок: образовательные учреждения будут вовлекаться в создание новых продуктов и услуг, в том числе программного обеспечения.
Что это значит для строительных компаний?
Компании, испытывающие дефицит кадров, могут воспользоваться возможностями, предлагаемыми Концепцией:
- Привлечение молодых специалистов через корпоративные кафедры.
- Организация стажировок и практик для студентов.
- Участие в целевом обучении и разработке образовательных программ.
Вступление в СРО для строительных компаний — это возможность получить квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям Национального реестра специалистов (НРС). Наша компания предлагает полное юридическое сопровождение при вступлении в НРС без лишней бюрократии.
Получите бесплатную консультацию по ссылке: специалисты НРС для СРО.
Концепция подготовки кадров до 2035 года — это шаг к созданию современной, конкурентоспособной системы образования, которая позволит строительной отрасли и ЖКХ адаптироваться к вызовам времени, внедрять инновации и поддерживать высокий уровень качества работ.