С 1 июля 2017 года только члены СРО имеют право выполнять инженерные изыскания, готовить проектную документацию, строить, реконструировать и капитально ремонтировать объекты капитального строительства по договору подряда.
Основная цель — усиление имущественной ответственности строителей за возможные ущербы, вызванные недостатками выполненных работ. Роль СРО в строительстве:
Основная цель — усиление имущественной ответственности строителей за возможные ущербы, вызванные недостатками выполненных работ. Роль СРО в строительстве:
- Разработка и внедрение стандартов качества.
- Контроль за соблюдением норм безопасности.
- Организация обучения и повышения квалификации специалистов.
- Формирование компенсационных фондов для защиты интересов заказчиков.
История и эволюция саморегулирования в строительстве
В России переход от государственного лицензирования к саморегулированию произошел в 2009 году с принятием Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». Основной причиной перехода стала необходимость создать более гибкую и эффективную систему контроля в строительной сфере.
Основные этапы развития СРО:
Согласно положениям части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ИП и юрлица могут выполнять инженерные изыскания, разрабатывать проектную документацию, строить, заниматься реконструкцией и капитальным ремонтом. Для этого необходимо заключить договор подряда с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию здания лицом или региональным оператором. Обязательным условием является членство в соответствующей СРО в областях инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и капитального ремонта, если иное не установлено законом.
Застройщик также вправе самостоятельно выполнять инженерные изыскания, готовить проектную документацию, вести строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, при условии членства в соответствующей СРО. Исключение составляет случай, указанный в пункте 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ
С целью развития института саморегулирования в градостроительной сфере, улучшения технического регулирования процессов проектирования и строительства, а также совершенствования законодательства, приказом Минстроя России № 237/пр от 14 апреля 2016 года создан Координационный совет по взаимодействию с Национальными объединениями СРО в строительстве.
Основные этапы развития СРО:
- 2010–2017 годы: разработка нормативной базы, внедрение компенсационных фондов для возмещения ущерба.
- 2018–2023 годы: усиление требований к квалификации специалистов, внедрение системы независимой оценки квалификации (НОК).
- С 2024 года: переход к цифровизации процессов СРО, создание электронных реестров и дистанционная аттестация участников.
Согласно положениям части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ИП и юрлица могут выполнять инженерные изыскания, разрабатывать проектную документацию, строить, заниматься реконструкцией и капитальным ремонтом. Для этого необходимо заключить договор подряда с застройщиком, техническим заказчиком, ответственным за эксплуатацию здания лицом или региональным оператором. Обязательным условием является членство в соответствующей СРО в областях инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и капитального ремонта, если иное не установлено законом.
Застройщик также вправе самостоятельно выполнять инженерные изыскания, готовить проектную документацию, вести строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, при условии членства в соответствующей СРО. Исключение составляет случай, указанный в пункте 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ
С целью развития института саморегулирования в градостроительной сфере, улучшения технического регулирования процессов проектирования и строительства, а также совершенствования законодательства, приказом Минстроя России № 237/пр от 14 апреля 2016 года создан Координационный совет по взаимодействию с Национальными объединениями СРО в строительстве.
Актуальные тенденции в развитии саморегулирования
Саморегулирование в строительной отрасли России сегодня сформировалось в трех основных направлениях, каждое из которых охватывает определенный спектр строительных работ и регулируется отдельными видами СРО.
СРО изыскателей объединяют компании и ИП, которые занимаются инженерными изысканиями для строительства. Эти организации обеспечивают:
- Разработку стандартов изыскательских работ: включает геологические, гидрологические, экологические и другие исследования.
- Контроль за качеством работ: СРО изыскателей следят за тем, чтобы данные, полученные при проведении изысканий, были точными и достоверными.
- Поддержку участников рынка: организация обучения и повышения квалификации специалистов, предоставление методической помощи.
СРО проектировщиков работают с организациями, которые разрабатывают проектную документацию для объектов капитального строительства. Их задачи включают:
- Разработку стандартов проектирования: включает архитектурные, конструктивные и инженерные решения.
- Контроль качества проектной документации: обеспечение соответствия проектов законодательным и техническим требованиям.
- Поддержание уровня квалификации специалистов: организация курсов повышения квалификации, аттестация и сертификация проектировщиков.
СРО строителей объединяют компании, занимающиеся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов. Основные функции таких организаций:
- Выдача свидетельств на выполнение строительно-монтажных работ: без этого документа компания не может участвовать в тендерах на выполнение государственных и крупных коммерческих заказов.
- Контроль за соблюдением законодательства: СРО следят за тем, чтобы члены организации работали в строгом соответствии с нормами законодательства РФ.
- Разработка внутренних стандартов и регламентов: включает требования к качеству строительных работ, охране труда и технике безопасности.
Тенденции в развитии СРО:
- Введение обязательных проверок СРО со стороны Ростехнадзора.
- Ужесточение требований к формированию компенсационных фондов.
- Введение дополнительных критериев для допуска компаний к строительным работам.
- Создание электронных реестров членов СРО, доступных для общественности.
- Внедрение дистанционной аттестации специалистов.
- Применение блокчейн-технологий для защиты данных о членах СРО.
- Разработка новых стандартов по охране труда.
- Введение обязательного страхования гражданской ответственности.
- Контроль за соблюдением норм при выполнении строительных работ.
- Включение новых видов работ в перечень обязательного членства в СРО.
- Разработка стандартов для нетрадиционных видов строительной деятельности, таких как реставрация объектов культурного наследия.
- Внедрение системы независимой оценки квалификации (НОК).
- Обязательное прохождение курсов повышения квалификации каждые 5 лет.
- Проверка соответствия специалистов в рамках национальных реестров НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Например, планируется внедрить добровольный механизм отбора подрядчиков, ориентированный на оценку их деловой репутации и реальной компетенции. Пилотное тестирование данного механизма в ряде регионов РФ намечено на 2025 год. Дополнительно будут созданы условия для усиления самоконтроля СРО, включая оценку деятельности подрядчиков и расширение случаев выплат из компенсационных фондов.
Стратегия до 2030 года предусматривает создание единого информационного ресурса, где будут размещены:
Стратегия до 2030 года предусматривает создание единого информационного ресурса, где будут размещены:
- Данные о членах всех СРО и их обязательствах по договорам подряда с синхронизацией с национальными реестрами специалистов.
- Результаты независимой оценки квалификации специалистов НРС.
- Механизмы персональной ответственности главных инженеров проектов (ГИП) и главных архитекторов проектов (ГАП).
Зарубежный опыт и его влияние на российскую систему СРО
В мире СРО уже давно и успешно функционирует в ряде развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Австралия и Япония. В этих странах СРО играют важную роль в управлении различными отраслями экономики, включая строительство, медицину, финансовый сектор, рекламу и недвижимость.
Принципиальным отличием зарубежного опыта от российской практики - саморегулирование в развитых странах формировалось естественным путем в рамках эволюции рыночных отношений, тогда как в России этот механизм был внедрен искусственно, заменяя государственное регулирование.
Примеры успешного зарубежного опыта:
Принципиальным отличием зарубежного опыта от российской практики - саморегулирование в развитых странах формировалось естественным путем в рамках эволюции рыночных отношений, тогда как в России этот механизм был внедрен искусственно, заменяя государственное регулирование.
Примеры успешного зарубежного опыта:
- США: система саморегулирования в США основана на гибкости и оперативности. Например, организация "Council of Better Business Bureaus" (CBBB) активно поддерживает стандарты деловой этики и обеспечивает контроль за соблюдением правил рекламного рынка. Саморегулирование экономит бюджетные средства за счет передачи контрольных функций бизнесу, что способствует росту экономики более высокими темпами по сравнению с государственным регулированием.
- Великобритания: СРО действуют в таких отраслях, как строительство, медицина, реклама и финансы. Государство активно взаимодействует с саморегулируемыми организациями, предоставляя "печать одобрения" их стандартам. Такой подход способствует повышению конкурентоспособности СРО и укреплению доверия к ним со стороны общества.
- Австралия: Механизм "защищенных кодексов" предусматривает, что государство берет на себя часть функций контроля за соблюдением правил. Компании, подписавшие "авторизованный" кодекс, получают определенные льготы, включая защиту от обвинений в антиконкурентных сговорах. Важной особенностью является вовлечение государственных органов в процесс оценки эффективности саморегулируемых кодексов.
Влияние зарубежного опыта на российскую систему СРО:
- Развитие гибких стандартов: внедрение международной практики "печати одобрения" кодексов саморегулирования поможет повысить доверие к СРО в России, где государство традиционно воспринимается как главный гарант соблюдения прав граждан.
- Снижение административных барьеров: опыт США и Великобритании показывает, что передача части контрольных функций СРО уменьшает бюрократических процедур и повышению прозрачности рынка.
- Повышение роли СРО в контроле за качеством работ: зарубежная практика демонстрирует, что саморегулируемые организации могут эффективно контролирует за соблюдением стандартов, обеспечивая высокое качество строительных работ и безопасность объектов.
- Антимонопольный контроль: пример Австралии доказывает необходимость контроля за деятельностью СРО со стороны антимонопольных органов для предотвращения ограничений конкуренции и защиты прав потребителей.
Таким образом, адаптация лучших мировых практик в российской системе СРО позволит усилить контроль за качеством строительных работ, обеспечить прозрачность рынка и создать условия для устойчивого развития строительной отрасли.
Проблемы и вызовы в развитии саморегулирования в строительстве
Несмотря на позитивные изменения, система СРО в России сталкивается с рядом вызовов:
Основными проблемами в развитии СРО остаются непрозрачность работы некоторых организаций, отсутствие единых стандартов оценки деятельности и сложность прохождения НОК для специалистов.
Градостроительный кодекс РФ определяет общие правила деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, включая:
Однако закон не детализирует все действия, которые СРО должны предпринимать в рамках своих функций. В условиях отсутствия детального регулирования на уровне подзаконных актов, саморегулируемые организации должны самостоятельно разрабатывать внутренние процедуры и регламенты, что нередко приводит к разночтениям и злоупотреблениям.
Одной из ключевых проблем современной системы саморегулирования является недостаток подзаконных актов, регулирующих деятельность СРО. В отличие от других отраслей, где государство детализирует правила и стандарты через приказы министерств и постановления правительства, в строительной сфере таких документов крайне мало.
Это объясняется самой природой саморегулирования: государство передало сообществу полномочия по созданию внутренних правил и стандартов. Однако на практике это привело к отсутствию единого подхода к контролю и управлению, что создает предпосылки для недобросовестной деятельности отдельных СРО.
Отсутствие четкого регулирования на уровне подзаконных актов и недостаточная нормативная база привели к коммерциализации СРО.
Для решения проблемы необходимо на законодательном уровне установить:
Отсутствие должного контроля за деятельностью СРО тесно связано с реализацией Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении государственного заказа». Недобросовестные строительные компании, получившие допуски через фиктивные СРО, создают на рынке нездоровую конкуренцию, демпингуя цены и снижая качество работ.
Основные проблемы:
Для борьбы с недобросовестными СРО требуется внести изменения в Градостроительный кодекс РФ:
Кроме того, в рамках реформирования законодательства предлагается создать систему обеспечения информационной открытости, которая позволит органам государственной власти оперативно получать данные о допусках к работам.
Одной из острых проблем саморегулирования является деятельность так называемых «коммерческих» СРО, которые предлагают беспроцентную рассрочку по оплате взноса в компенсационный фонд или выдают допуски без должной проверки.
Основные риски:
- Коррупционные риски: Некоторые СРО формально принимают компании в свои ряды без реальной проверки их квалификации.
- Формальность вступления: Возможность “купить” членство в СРО, не подтверждая соответствие стандартам.
- Низкий уровень ответственности СРО: Не все организации готовы компенсировать убытки заказчикам.
- Недостаток квалифицированных кадров: Сложности с прохождением НОК и независимой оценки квалификации.
Основными проблемами в развитии СРО остаются непрозрачность работы некоторых организаций, отсутствие единых стандартов оценки деятельности и сложность прохождения НОК для специалистов.
Градостроительный кодекс РФ определяет общие правила деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, включая:
- Виды контроля за деятельностью членов СРО.
- Принципы формирования специализированных органов контроля и дисциплинарных комиссий.
- Обязанность ведения реестра членов СРО, с указанием перечня необходимой информации.
Однако закон не детализирует все действия, которые СРО должны предпринимать в рамках своих функций. В условиях отсутствия детального регулирования на уровне подзаконных актов, саморегулируемые организации должны самостоятельно разрабатывать внутренние процедуры и регламенты, что нередко приводит к разночтениям и злоупотреблениям.
Одной из ключевых проблем современной системы саморегулирования является недостаток подзаконных актов, регулирующих деятельность СРО. В отличие от других отраслей, где государство детализирует правила и стандарты через приказы министерств и постановления правительства, в строительной сфере таких документов крайне мало.
Это объясняется самой природой саморегулирования: государство передало сообществу полномочия по созданию внутренних правил и стандартов. Однако на практике это привело к отсутствию единого подхода к контролю и управлению, что создает предпосылки для недобросовестной деятельности отдельных СРО.
Отсутствие четкого регулирования на уровне подзаконных актов и недостаточная нормативная база привели к коммерциализации СРО.
- Формальный подход к выдаче допусков: Некоторые СРО, не нарушая закон, предоставляют доступ к строительным работам организациям без должного уровня квалификации.
- Дискредитация системы: Такие организации подрывают доверие к институту саморегулирования, нанося ущерб всей системе.
Для решения проблемы необходимо на законодательном уровне установить:
- Требования к ведению реестров членов СРО: определение форматов и носителей информации.
- Требования к специалистам, входящим в контрольные органы СРО: определение, могут ли эти органы формироваться только из сотрудников СРО или допускается участие сторонних лиц.
- Запрет на передачу контрольных функций сторонним организациям: исключение практики коммерческого аутсорсинга контроля.
- Порядок оформления и хранения документов контроля: введение стандартов по оформлению и срокам хранения данных.
- Дополнение оснований для прекращения статуса СРО: введение ответственности за нарушения в деятельности организаций.
Отсутствие должного контроля за деятельностью СРО тесно связано с реализацией Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении государственного заказа». Недобросовестные строительные компании, получившие допуски через фиктивные СРО, создают на рынке нездоровую конкуренцию, демпингуя цены и снижая качество работ.
Основные проблемы:
- Необоснованное снижение цен на тендерах: Компании, фактически «купившие» допуск, способны предложить наименьшую цену, не обеспечивая при этом должного качества работ.
- Срыв сроков и качества строительства: Большинство компаний, попавших в реестр недобросовестных подрядчиков, связаны с сомнительными СРО.
- Нарушение сроков строительства государственных объектов: Некачественная работа подрядчиков приводит к сбоям в реализации социальных и инфраструктурных проектов.
Для борьбы с недобросовестными СРО требуется внести изменения в Градостроительный кодекс РФ:
- Конкретизация норм о прекращении статуса СРО: Введение оснований для обращения надзорных органов в суд с требованием лишения СРО статуса за нарушение законодательства.
- Запрет на повторное получение статуса СРО: Исключение возможности для организации, исключенной из реестра, вновь зарегистрироваться в качестве СРО.
- Ужесточение требований к ведению реестров: Обязательное использование современных цифровых инструментов для учета членов СРО и их деятельности.
Кроме того, в рамках реформирования законодательства предлагается создать систему обеспечения информационной открытости, которая позволит органам государственной власти оперативно получать данные о допусках к работам.
Одной из острых проблем саморегулирования является деятельность так называемых «коммерческих» СРО, которые предлагают беспроцентную рассрочку по оплате взноса в компенсационный фонд или выдают допуски без должной проверки.
Основные риски:
- Низкое качество работ: Компании, получившие допуск без проверки, не всегда имеют достаточный опыт и квалификацию.
- Создание угроз безопасности: Объекты, построенные такими компаниями, могут представлять реальную опасность для жизни и здоровья людей.
- Дискредитация системы СРО: Нарушение принципов саморегулирования снижает доверие к отрасли в целом.
Перспективы развития системы саморегулирования
Для улучшения ситуации в сфере саморегулирования необходимо:
Только при эффективной работе саморегулируемых организаций и строгом государственном контроле можно обеспечить стабильное развитие строительной отрасли, высокое качество работ и безопасность возводимых объектов.
Тенденции в развитии системы саморегулирования в строительной сфере показывают, что СРО становятся не только контролирующими, но и развивающими организациями. Их деятельность направлена на повышение качества и безопасности строительных работ, улучшение профессионального уровня специалистов и создание прозрачных условий для ведения бизнеса.
Эффективное саморегулирование позволяет минимизировать риски для заказчиков, обеспечить безопасность на строительных площадках и создать конкурентные условия для строительных компаний. Важно продолжать развивать законодательную базу и внедрять передовые цифровые решения, чтобы СРО оставались надежным инструментом регулирования строительной отрасли в России.
- Усиление контроля со стороны государства: введение регулярных проверок деятельности СРО и ужесточение требований к их работе.
- Разработка подзаконных актов: определение порядка ведения реестров, создания специализированных органов и проведения контрольных мероприятий.
- Повышение роли национальных объединений: передача им полномочий по установлению обязательных для всех СРО норм и стандартов.
- Введение системы независимой оценки квалификации: проверка компетентности специалистов, работающих в строительной сфере.
- Разработка новых механизмов имущественной ответственности: для защиты интересов потребителей и предотвращения нарушений.
- Введение обязательного внешнего аудита СРО: контроль финансовой дисциплины и соответствия стандартам.
Только при эффективной работе саморегулируемых организаций и строгом государственном контроле можно обеспечить стабильное развитие строительной отрасли, высокое качество работ и безопасность возводимых объектов.
Тенденции в развитии системы саморегулирования в строительной сфере показывают, что СРО становятся не только контролирующими, но и развивающими организациями. Их деятельность направлена на повышение качества и безопасности строительных работ, улучшение профессионального уровня специалистов и создание прозрачных условий для ведения бизнеса.
Эффективное саморегулирование позволяет минимизировать риски для заказчиков, обеспечить безопасность на строительных площадках и создать конкурентные условия для строительных компаний. Важно продолжать развивать законодательную базу и внедрять передовые цифровые решения, чтобы СРО оставались надежным инструментом регулирования строительной отрасли в России.