Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ: какой формат тендеров выбрать вашей компании
Участие в государственных и корпоративных торгах открывает малому и среднему бизнесу стабильный канал продаж. Однако, чтобы эффективно работать в этой сфере, нужно знать, чем отличаются два ключевых закона — 44-ФЗ и 223-ФЗ. От этого зависит выбор подходящей стратегии, подготовка документов и оценка перспектив участия.
Что такое 44-ФЗ
Государственные закупки - стабильный и прозрачный инструмент для бизнеса. Особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства: участие в тендерах позволяет получать заказы с гарантированной оплатой из бюджета.
Основной нормативный документ, регулирующий такие процедуры, — Федеральный закон №44-ФЗ. Принятый в 2013 году, он стал основой контрактной системы в России и действует во всех регионах страны.
Закон №44-ФЗ описывает, как государственные и муниципальные заказчики могут закупать товары, работы и услуги. Это школы, больницы, органы власти, бюджетные учреждения, действующие за счет средств из федерального, регионального или местного бюджета. Главная цель — эффективно расходовать средства и исключить коррупционные схемы.
Что регулируется законом:
- планирование закупок;
- выбор способа размещения заказа;
- оформление тендерной документации;
- отбор поставщиков;
- заключение и контроль исполнения контрактов.
При этом законом предусмотрены исключения. Например, он не применяется к закупкам для нужд обороны, закупкам у международных организаций или услугам адвокатов по назначению.
В тендерах по 44-ФЗ участвуют:
- заказчики: госучреждения, казенные и бюджетные организации;
- поставщики: юридические лица, ИП и, в ряде случаев, самозанятые.
Закон закрепляет преференции для МСП (малые и средние предприятия) и НКО. Для таких участников:
- предусмотрены квоты: не менее 25% госзакупок проводятся специально для МСП;
- снижены требования по обеспечению заявки;
- доступ к заказам упрощен через специальные аукционы.
Государственные тендеры по 44-ФЗ бывают:
- электронный аукцион (наиболее распространенный формат);
- открытый, ограниченный и двухэтапный конкурсы;
- запрос котировок и запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
Чаще всего применяется аукцион, где побеждает участник с наименьшей ценой. Но при конкурсах заказчик оценивает не только цену, но и качество, сроки, опыт.
Что такое 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ охватывают значительную часть сделок, в которых звключены компании с государственным участием. Годовой объем таких процедур превышает 20 триллионов рублей. Этот закон предоставляет заказчикам больше гибкости, чем жёстко зарегламентированный 44-ФЗ.
Закон 223-ФЗ применяется к закупкам компаний с долей госучастия не менее 50%. В отличие от 44-ФЗ, финансирование идет не из бюджета, а из собственных средств организации. Заказчики могут самостоятельно определять порядок закупки, критерии отбора и требования к поставщикам. Важно: при этом они обязаны соблюдать принципы прозрачности, конкурентности и равенства участников.
Участником торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, самозанятые, консорциумы и даже иностранные организации. Однако на практике чаще всего участвуют российские юрлица.
Преимущества закупок по 223-ФЗ:
- Заказчик сам разрабатывает положение о закупке.
- Можно использовать любые ЭТП, не только из числа утверждённых для 44-ФЗ.
- Разрешается указывать товарные знаки.
- Процедуры более гибкие по срокам и форме.
- Участие в закупке не требует обязательного обеспечения заявки (по решению заказчика).
Закупки делятся на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). Среди конкурентных встречаются:
- Конкурс (открытый, закрытый, одно- и двухэтапный);
- Электронный аукцион;
- Запрос котировок;
- Запрос предложений
223-ФЗ поощряет участие малого и среднего бизнеса. Для них предусмотрены упрощённые условия:
- ускоренный срок подачи заявок (7 дней);
- доступность закупок до 30 млн рублей.
Сравнительная таблица: 44-ФЗ vs 223-ФЗ

223-ФЗ предоставляет больше свободы заказчикам и участникам, но требует внимательности и самостоятельной подготовки. Закон не содержит столь строгой структуры, как 44-ФЗ, и именно это становится причиной ошибок у новичков. Однако гибкость и огромный рынок делают участие в торгах по 223-ФЗ перспективным направлением для компаний, особенно из сектора МСП.
Что выбрать малому и среднему бизнесу
МСП может участвовать в закупках как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Оба закона предусматривают преференции для МСП, но имеют различия, которые стоит учитывать при выборе подходящей модели участия.
Преференции для МСП по 44-ФЗ:
- Квота закупок: заказчики обязаны проводить не менее 25% своих закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП).
- Специальные закупки: проводятся тендеры исключительно для СМП, где начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает 20 млн рублей.
- Льготы: СМП могут не предоставлять обеспечение контракта при наличии опыта исполнения госконтрактов без штрафов и неустоек.
- Сроки оплаты: оплата по контракту должна производиться в течение 7 рабочих дней после подписания акта приемки.
Преференции для МСП по 223-ФЗ:
- Квота закупок: заказчики обязаны заключать договоры с МСП на сумму не менее 25% от общего объема закупок.
- Специальные закупки: проводятся тендеры исключительно для МСП с НМЦК до 800 млн рублей.
- Льготы: размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК, а обеспечение контракта — 5% или сумму аванса.
- Сроки оплаты: максимальный срок оплаты по договору с МСП — не более 7 рабочих дней после подписания акта приемки.
Рекомендации по выбору:
- Для начинающих: 44-ФЗ может быть предпочтительнее из-за более четких правил и обязательных закупок у СМП.
- Для опытных участников: 223-ФЗ предоставляет больше гибкости и возможностей для участия в крупных закупках, но требует внимательного изучения положения о закупке каждого заказчика.
Оба закона предлагают значительные возможности для МСП. Выбор зависит от уровня подготовки компании, ее ресурсов и стратегических целей.
Как определить, по какому закону идет тендер
Понимание, по какому закону — 44-ФЗ или 223-ФЗ — проводится тендер, критично для правильной подготовки заявки и соблюдения всех требований. Вот пошаговая инструкция, которая поможет вам определить применимый закон:
1. Изучите информацию о заказчике. Первым шагом является определение типа заказчика, так как это напрямую указывает на применимый закон:
- 44-ФЗ: применяется к закупкам, проводимым государственными и муниципальными органами власти, а также бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета.
- 223-ФЗ: применяется к закупкам, проводимым государственными компаниями с долей государственного участия более 50%, их дочерними предприятиями, субъектами естественных монополий и другими организациями, указанными в статье 1 закона 223-ФЗ.
Информацию о заказчике можно найти в извещении о закупке или в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте zakupki.gov.ru.
2. Проверьте ссылку на нормативный акт в извещении. В извещении о закупке обычно указывается, на основании какого закона проводится тендер:
- Если указано «в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ», значит, применяется 44-ФЗ.
- Если указано «в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ», значит, применяется 223-ФЗ.
Это указание можно найти в разделе «Общие сведения» или «Правовое основание» извещения.
3. Обратите внимание на тип документа. В зависимости от применимого закона, документы могут называться по-разному:
- 44-ФЗ: Используются термины «государственный контракт», «план-график закупок».
- 223-ФЗ: Используются термины «договор», «положение о закупке», «план закупок».
Эти различия в терминологии могут помочь определить применимый закон.
4. Изучите требования к участникам и процедуру закупки. Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются по строгости регулирования:
- 44-ФЗ: Строго регламентирует все этапы закупки, включая требования к участникам, сроки и процедуры.
- 223-ФЗ: Предоставляет заказчику больше свободы в установлении процедур и требований, которые должны быть описаны в положении о закупке.
Если в документации указаны нестандартные процедуры или требования, это может свидетельствовать о применении 223-ФЗ.
5. Проверьте площадку размещения закупки. Она также может указать на применимый закон:
- 44-ФЗ: Закупки размещаются исключительно на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утвержден правительством.
- 223-ФЗ: Закупки могут размещаться как на федеральных, так и на коммерческих ЭТП, в зависимости от положения о закупке заказчика.
Информацию о площадке размещения можно найти в извещении о закупке.
6. Уточните финансирование закупки. Источник финансирования может быть индикатором применимого закона:
- 44-ФЗ: Закупки финансируются из бюджета (федерального, регионального или муниципального).
- 223-ФЗ: Закупки финансируются из собственных средств заказчика, включая доходы от коммерческой деятельности, гранты и субсидии.
Эта информация обычно указывается в документации о закупке.
Что нужно подготовить для участия
Для участия в тендере необходимо подготовить следующий комплект документов и выполнить определенные действия:
1. Квалифицированная электронная подпись (ЭЦП) и открытие специального счета.
2. Регистрация в системах:
2. Регистрация в системах:
- Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА): регистрация через портал Госуслуг.
- Единая информационная система (ЕИС): после регистрации в ЕСИА необходимо зарегистрироваться в ЕИС для участия в государственных закупках.
3. Регистрация на электронных торговых площадках (ЭТП). После регистрации в ЕИС предоставляется доступ к федеральным ЭТП. Для участия в закупках на коммерческих площадках может потребоваться отдельная регистрация.
4. Подготовка документов:
4. Подготовка документов:
- Анкета участника закупки: содержит реквизиты организации и контактные данные.
- Учредительные документы: устав, свидетельство о государственной регистрации (ОГРН), ИНН.
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП: подтверждает регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.
- Документы, подтверждающие полномочия руководителя: приказ о назначении, доверенность и т.д.
- Лицензии, сертификаты, свидетельства: в зависимости от специфики закупки.
- Декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (при необходимости).
5. Анализ закупки и подготовка заявки:
- Внимательно изучите документацию о закупке, техническое задание, проект контракта.
- Подготовьте и подайте заявку в соответствии с требованиями заказчика.
Обратите внимание, что конкретный перечень документов зависит от требований заказчика и специфики закупки.
Частые ошибки при участии
Участие в государственных и корпоративных закупках требует внимательности и точности. Ниже приведены наиболее распространённые ошибки, которые могут привести к отклонению заявки или другим негативным последствиям:
- Невнимательное изучение документации закупки. Пропуск важных деталей в извещении или техническом задании может привести к несоответствию заявки требованиям заказчика. Например, указание характеристик товара, отличающихся от заявленных, или отсутствие информации о стране происхождения продукции.
- Неполный пакет документов. Отсутствие обязательных документов или подтверждений, таких как лицензии, сертификаты или выписки из реестров, может стать основанием для отклонения заявки. Также важно соблюдать сроки предоставления обеспечения заявки и исполнения контракта.
- Нарушение сроков подачи и подписания. Несоблюдение установленных сроков подачи заявки или подписания контракта может привести к признанию участника уклонившимся от заключения договора и внесению его в реестр недобросовестных поставщиков.
- Ошибки в техническом предложении. Указание некорректных или неполных технических характеристик товара, работ или услуг может повлечь за собой отклонение заявки. Например, использование диапазонных значений вместо конкретных показателей или отсутствие сведений о товарных знаках.
- Нереалистичные условия исполнения. Предложение нереалистичных сроков выполнения работ или поставки товаров может вызвать сомнения у заказчика в способности участника выполнить обязательства, что также может привести к отклонению заявки.
- Нарушение порядка исполнения контракта. Несоблюдение условий контракта, таких как сроки поставки или качество услуг, может повлечь за собой штрафные санкции или расторжение договора.
- Участие в картельных сговорах. Согласование действий с другими участниками торгов с целью ограничения конкуренции является серьёзным нарушением антимонопольного законодательства и приведет к административной ответственности.
- Пропуск сроков для подачи жалобы. Несвоевременное обращение с жалобой на действия заказчика или других участников закупки может лишить участника возможности защитить свои права.
- Несоблюдение требований к описанию предмета закупки. В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, описание предмета закупки включает потребительские свойства и технические характеристики. Нарушение этих требований приведет к признанию закупки несостоявшейся.
- Отсутствие регистрации в ЕИС и на ЭТП. Для участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на соответствующей электронной торговой площадке. Отсутствие регистрации лишает возможности подачи заявки.
Рекомендации по выбору стратегии участия
Вот 9 практических советов, которые помогут вам выстроить эффективную стратегию участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- Изучайте положение о закупке каждого заказчика. В 223-ФЗ именно этот документ определяет правила участия, критерии оценки и требования к поставщикам.
- Анализируйте конкуренцию. Оценивайте количество участников, их опыт и ценовые предложения в предыдущих закупках.
- Участвуйте в закупках, соответствующих вашему опыту и ресурсам. Это увеличит шансы на успешное выполнение контракта и укрепит вашу репутацию.
- Используйте специализированные сервисы для поиска тендеров. Платформы, такие как Bicotender, помогут оперативно находить подходящие закупки и получать уведомления о новых тендерах.
- Подавайте заявки заранее. Это позволит избежать технических сбоев и даст время на устранение возможных ошибок в документации.
- Проверяйте соответствие вашей продукции требованиям национального режима. В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут действовать ограничения на иностранные товары.
- Участвуйте в закупках для малого и среднего бизнеса. Они часто имеют упрощенные условия и предоставляют преференции для МСП.
- Следите за изменениями в законодательстве. Регулярно обновляйте свои знания о новых требованиях и правилах участия в закупках.
- Ведите учет всех поданных заявок и заключенных контрактов. Это поможет анализировать эффективность вашей стратегии и выявлять области для улучшения.
Форматы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются по уровню контроля, требованиям к документации и структуре процедур. Универсального ответа, какой лучше, не существует: всё зависит от готовности вашей компании соблюдать правила, уровня подготовленности и сферы работы.
Осознанный выбор стратегии участия и понимание различий между законами — ключ к стабильным контрактам, расширению бизнеса и успешному участию в системе госзакупок.