Для повышения удобства сайта мы используем cookies. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который также использует файлы cookie
СРО СтройЭксперт

Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ: какой формат тендеров выбрать вашей компании

Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ какой формат тендеров выбрать вашей компании

Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ: какой формат тендеров выбрать вашей компании

Участие в государственных и корпоративных торгах открывает малому и среднему бизнесу стабильный канал продаж. Однако, чтобы эффективно работать в этой сфере, нужно знать, чем отличаются два ключевых закона — 44-ФЗ и 223-ФЗ. От этого зависит выбор подходящей стратегии, подготовка документов и оценка перспектив участия.

Что такое 44-ФЗ

Государственные закупки - стабильный и прозрачный инструмент для бизнеса. Особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства: участие в тендерах позволяет получать заказы с гарантированной оплатой из бюджета.
Основной нормативный документ, регулирующий такие процедуры, — Федеральный закон №44-ФЗ. Принятый в 2013 году, он стал основой контрактной системы в России и действует во всех регионах страны.
Закон №44-ФЗ описывает, как государственные и муниципальные заказчики могут закупать товары, работы и услуги. Это школы, больницы, органы власти, бюджетные учреждения, действующие за счет средств из федерального, регионального или местного бюджета. Главная цель — эффективно расходовать средства и исключить коррупционные схемы.
Что регулируется законом:
  • планирование закупок;
  • выбор способа размещения заказа;
  • оформление тендерной документации;
  • отбор поставщиков;
  • заключение и контроль исполнения контрактов.
При этом законом предусмотрены исключения. Например, он не применяется к закупкам для нужд обороны, закупкам у международных организаций или услугам адвокатов по назначению.
В тендерах по 44-ФЗ участвуют:
  • заказчики: госучреждения, казенные и бюджетные организации;
  • поставщики: юридические лица, ИП и, в ряде случаев, самозанятые.
Закон закрепляет преференции для МСП (малые и средние предприятия) и НКО. Для таких участников:
  • предусмотрены квоты: не менее 25% госзакупок проводятся специально для МСП;
  • снижены требования по обеспечению заявки;
  • доступ к заказам упрощен через специальные аукционы.
Государственные тендеры по 44-ФЗ бывают:
  • электронный аукцион (наиболее распространенный формат);
  • открытый, ограниченный и двухэтапный конкурсы;
  • запрос котировок и запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.
Чаще всего применяется аукцион, где побеждает участник с наименьшей ценой. Но при конкурсах заказчик оценивает не только цену, но и качество, сроки, опыт.

Что такое 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ охватывают значительную часть сделок, в которых звключены компании с государственным участием. Годовой объем таких процедур превышает 20 триллионов рублей. Этот закон предоставляет заказчикам больше гибкости, чем жёстко зарегламентированный 44-ФЗ.
Закон 223-ФЗ применяется к закупкам компаний с долей госучастия не менее 50%. В отличие от 44-ФЗ, финансирование идет не из бюджета, а из собственных средств организации. Заказчики могут самостоятельно определять порядок закупки, критерии отбора и требования к поставщикам. Важно: при этом они обязаны соблюдать принципы прозрачности, конкурентности и равенства участников.
Участником торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, самозанятые, консорциумы и даже иностранные организации. Однако на практике чаще всего участвуют российские юрлица.
Преимущества закупок по 223-ФЗ:
  • Заказчик сам разрабатывает положение о закупке.
  • Можно использовать любые ЭТП, не только из числа утверждённых для 44-ФЗ.
  • Разрешается указывать товарные знаки.
  • Процедуры более гибкие по срокам и форме.
  • Участие в закупке не требует обязательного обеспечения заявки (по решению заказчика).
Закупки делятся на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). Среди конкурентных встречаются:
  • Конкурс (открытый, закрытый, одно- и двухэтапный);
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений
223-ФЗ поощряет участие малого и среднего бизнеса. Для них предусмотрены упрощённые условия:
  • ускоренный срок подачи заявок (7 дней);
  • доступность закупок до 30 млн рублей.

Сравнительная таблица: 44-ФЗ vs 223-ФЗ

223-ФЗ предоставляет больше свободы заказчикам и участникам, но требует внимательности и самостоятельной подготовки. Закон не содержит столь строгой структуры, как 44-ФЗ, и именно это становится причиной ошибок у новичков. Однако гибкость и огромный рынок делают участие в торгах по 223-ФЗ перспективным направлением для компаний, особенно из сектора МСП.

Что выбрать малому и среднему бизнесу

МСП может участвовать в закупках как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Оба закона предусматривают преференции для МСП, но имеют различия, которые стоит учитывать при выборе подходящей модели участия.
Преференции для МСП по 44-ФЗ:
  • Квота закупок: заказчики обязаны проводить не менее 25% своих закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП).
  • Специальные закупки: проводятся тендеры исключительно для СМП, где начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает 20 млн рублей.
  • Льготы: СМП могут не предоставлять обеспечение контракта при наличии опыта исполнения госконтрактов без штрафов и неустоек.
  • Сроки оплаты: оплата по контракту должна производиться в течение 7 рабочих дней после подписания акта приемки.
Преференции для МСП по 223-ФЗ:
  • Квота закупок: заказчики обязаны заключать договоры с МСП на сумму не менее 25% от общего объема закупок.
  • Специальные закупки: проводятся тендеры исключительно для МСП с НМЦК до 800 млн рублей.
  • Льготы: размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК, а обеспечение контракта — 5% или сумму аванса.
  • Сроки оплаты: максимальный срок оплаты по договору с МСП — не более 7 рабочих дней после подписания акта приемки.
Рекомендации по выбору:
  • Для начинающих: 44-ФЗ может быть предпочтительнее из-за более четких правил и обязательных закупок у СМП.
  • Для опытных участников: 223-ФЗ предоставляет больше гибкости и возможностей для участия в крупных закупках, но требует внимательного изучения положения о закупке каждого заказчика.
Оба закона предлагают значительные возможности для МСП. Выбор зависит от уровня подготовки компании, ее ресурсов и стратегических целей.

Как определить, по какому закону идет тендер

Понимание, по какому закону — 44-ФЗ или 223-ФЗ — проводится тендер, критично для правильной подготовки заявки и соблюдения всех требований. Вот пошаговая инструкция, которая поможет вам определить применимый закон:
1. Изучите информацию о заказчике. Первым шагом является определение типа заказчика, так как это напрямую указывает на применимый закон:
  • 44-ФЗ: применяется к закупкам, проводимым государственными и муниципальными органами власти, а также бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета.
  • 223-ФЗ: применяется к закупкам, проводимым государственными компаниями с долей государственного участия более 50%, их дочерними предприятиями, субъектами естественных монополий и другими организациями, указанными в статье 1 закона 223-ФЗ.
Информацию о заказчике можно найти в извещении о закупке или в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте zakupki.gov.ru.
2. Проверьте ссылку на нормативный акт в извещении. В извещении о закупке обычно указывается, на основании какого закона проводится тендер:
  • Если указано «в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ», значит, применяется 44-ФЗ.
  • Если указано «в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ», значит, применяется 223-ФЗ.
Это указание можно найти в разделе «Общие сведения» или «Правовое основание» извещения.
3. Обратите внимание на тип документа. В зависимости от применимого закона, документы могут называться по-разному:
  • 44-ФЗ: Используются термины «государственный контракт», «план-график закупок».
  • 223-ФЗ: Используются термины «договор», «положение о закупке», «план закупок».
Эти различия в терминологии могут помочь определить применимый закон.
4. Изучите требования к участникам и процедуру закупки. Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются по строгости регулирования:
  • 44-ФЗ: Строго регламентирует все этапы закупки, включая требования к участникам, сроки и процедуры.
  • 223-ФЗ: Предоставляет заказчику больше свободы в установлении процедур и требований, которые должны быть описаны в положении о закупке.
Если в документации указаны нестандартные процедуры или требования, это может свидетельствовать о применении 223-ФЗ.
5. Проверьте площадку размещения закупки. Она также может указать на применимый закон:
  • 44-ФЗ: Закупки размещаются исключительно на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утвержден правительством.
  • 223-ФЗ: Закупки могут размещаться как на федеральных, так и на коммерческих ЭТП, в зависимости от положения о закупке заказчика.
Информацию о площадке размещения можно найти в извещении о закупке.
6. Уточните финансирование закупки. Источник финансирования может быть индикатором применимого закона:
  • 44-ФЗ: Закупки финансируются из бюджета (федерального, регионального или муниципального).
  • 223-ФЗ: Закупки финансируются из собственных средств заказчика, включая доходы от коммерческой деятельности, гранты и субсидии.
Эта информация обычно указывается в документации о закупке.

Что нужно подготовить для участия

Для участия в тендере необходимо подготовить следующий комплект документов и выполнить определенные действия:
1. Квалифицированная электронная подпись (ЭЦП) и открытие специального счета.
2. Регистрация в системах:
  • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА): регистрация через портал Госуслуг.
  • Единая информационная система (ЕИС): после регистрации в ЕСИА необходимо зарегистрироваться в ЕИС для участия в государственных закупках.
3. Регистрация на электронных торговых площадках (ЭТП). После регистрации в ЕИС предоставляется доступ к федеральным ЭТП. Для участия в закупках на коммерческих площадках может потребоваться отдельная регистрация.
4. Подготовка документов:
  • Анкета участника закупки: содержит реквизиты организации и контактные данные.
  • Учредительные документы: устав, свидетельство о государственной регистрации (ОГРН), ИНН.
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП: подтверждает регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя: приказ о назначении, доверенность и т.д.
  • Лицензии, сертификаты, свидетельства: в зависимости от специфики закупки.
  • Декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (при необходимости).
5. Анализ закупки и подготовка заявки:
  • Внимательно изучите документацию о закупке, техническое задание, проект контракта.
  • Подготовьте и подайте заявку в соответствии с требованиями заказчика.
Обратите внимание, что конкретный перечень документов зависит от требований заказчика и специфики закупки.

Частые ошибки при участии

Участие в государственных и корпоративных закупках требует внимательности и точности. Ниже приведены наиболее распространённые ошибки, которые могут привести к отклонению заявки или другим негативным последствиям:
  1. Невнимательное изучение документации закупки. Пропуск важных деталей в извещении или техническом задании может привести к несоответствию заявки требованиям заказчика. Например, указание характеристик товара, отличающихся от заявленных, или отсутствие информации о стране происхождения продукции.
  2. Неполный пакет документов. Отсутствие обязательных документов или подтверждений, таких как лицензии, сертификаты или выписки из реестров, может стать основанием для отклонения заявки. Также важно соблюдать сроки предоставления обеспечения заявки и исполнения контракта.
  3. Нарушение сроков подачи и подписания. Несоблюдение установленных сроков подачи заявки или подписания контракта может привести к признанию участника уклонившимся от заключения договора и внесению его в реестр недобросовестных поставщиков.
  4. Ошибки в техническом предложении. Указание некорректных или неполных технических характеристик товара, работ или услуг может повлечь за собой отклонение заявки. Например, использование диапазонных значений вместо конкретных показателей или отсутствие сведений о товарных знаках.
  5. Нереалистичные условия исполнения. Предложение нереалистичных сроков выполнения работ или поставки товаров может вызвать сомнения у заказчика в способности участника выполнить обязательства, что также может привести к отклонению заявки.
  6. Нарушение порядка исполнения контракта. Несоблюдение условий контракта, таких как сроки поставки или качество услуг, может повлечь за собой штрафные санкции или расторжение договора.
  7. Участие в картельных сговорах. Согласование действий с другими участниками торгов с целью ограничения конкуренции является серьёзным нарушением антимонопольного законодательства и приведет к административной ответственности.
  8. Пропуск сроков для подачи жалобы. Несвоевременное обращение с жалобой на действия заказчика или других участников закупки может лишить участника возможности защитить свои права.
  9. Несоблюдение требований к описанию предмета закупки. В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, описание предмета закупки включает потребительские свойства и технические характеристики. Нарушение этих требований приведет к признанию закупки несостоявшейся.
  10. Отсутствие регистрации в ЕИС и на ЭТП. Для участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на соответствующей электронной торговой площадке. Отсутствие регистрации лишает возможности подачи заявки.

Рекомендации по выбору стратегии участия

Вот 9 практических советов, которые помогут вам выстроить эффективную стратегию участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
  1. Изучайте положение о закупке каждого заказчика. В 223-ФЗ именно этот документ определяет правила участия, критерии оценки и требования к поставщикам.
  2. Анализируйте конкуренцию. Оценивайте количество участников, их опыт и ценовые предложения в предыдущих закупках.
  3. Участвуйте в закупках, соответствующих вашему опыту и ресурсам. Это увеличит шансы на успешное выполнение контракта и укрепит вашу репутацию.
  4. Используйте специализированные сервисы для поиска тендеров. Платформы, такие как Bicotender, помогут оперативно находить подходящие закупки и получать уведомления о новых тендерах.
  5. Подавайте заявки заранее. Это позволит избежать технических сбоев и даст время на устранение возможных ошибок в документации.
  6. Проверяйте соответствие вашей продукции требованиям национального режима. В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут действовать ограничения на иностранные товары.
  7. Участвуйте в закупках для малого и среднего бизнеса. Они часто имеют упрощенные условия и предоставляют преференции для МСП.
  8. Следите за изменениями в законодательстве. Регулярно обновляйте свои знания о новых требованиях и правилах участия в закупках.
  9. Ведите учет всех поданных заявок и заключенных контрактов. Это поможет анализировать эффективность вашей стратегии и выявлять области для улучшения.
Форматы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются по уровню контроля, требованиям к документации и структуре процедур. Универсального ответа, какой лучше, не существует: всё зависит от готовности вашей компании соблюдать правила, уровня подготовленности и сферы работы.
Осознанный выбор стратегии участия и понимание различий между законами — ключ к стабильным контрактам, расширению бизнеса и успешному участию в системе госзакупок.