В последние годы саморегулируемые организации (СРО) сталкиваются с серьезными вызовами. Особенно остро ситуация складывается для малочисленных СРО, чьи ресурсы ограничены, а финансовая устойчивость находится под угрозой.
Юридический эксперт Евгений Тысенко предлагает путь к выживанию таких организаций — реорганизацию через присоединение к более крупным СРО. Однако для этого требуется внесение изменений в закон №191-ФЗ от 29.12.2004 года.
Почему малые СРО под угрозой?
По оценкам экспертов, около 20% проектных и изыскательских СРО насчитывают менее 100 участников, а среди строительных организаций не менее 15% состоят из менее чем 150 членов. Это делает их уязвимыми перед экономическими и правовыми рисками.
Основные проблемы малочисленных СРО:
Предложение по реорганизации: спасение через укрупнение
На данный момент Градостроительный кодекс РФ не предусматривает лимитов по выплатам из компенсационных фондов малых СРО. В результате любое крупное обязательство может привести к необходимости пополнения фонда за счет действующих членов, что ставит организации под угрозу банкротства.
Единственным выходом может стать объединение нескольких небольших СРО путем их реорганизации. Однако в действующей редакции закона такой процесс приводит к ликвидации обеих объединяющихся организаций, что делает его малопривлекательным.
Вместе с тем ранее, в 2017 году, закон №191-ФЗ допускал "мягкую" реорганизацию — присоединение одной СРО к другой без потери статуса. Это позволило бы организациям:
Для возвращения этого механизма достаточно внести правки в статью 3.3 закона №191-ФЗ, убрав оттуда срок действия нормы (1 марта 2017 года).
Что это даст строительной отрасли?
Таким образом, внесение точечных изменений в закон позволит избежать массового банкротства малочисленных СРО и повысить устойчивость системы саморегулирования в строительной отрасли.
Юридический эксперт Евгений Тысенко предлагает путь к выживанию таких организаций — реорганизацию через присоединение к более крупным СРО. Однако для этого требуется внесение изменений в закон №191-ФЗ от 29.12.2004 года.
Почему малые СРО под угрозой?
По оценкам экспертов, около 20% проектных и изыскательских СРО насчитывают менее 100 участников, а среди строительных организаций не менее 15% состоят из менее чем 150 членов. Это делает их уязвимыми перед экономическими и правовыми рисками.
Основные проблемы малочисленных СРО:
- Недостаток финансовых ресурсов. Членские взносы не покрывают расходы на судебные разбирательства, экспертные заключения и защиту интересов участников.
- Ограниченный компенсационный фонд. Малые СРО не могут рассчитывать на значительные доходы от размещения средств на специальных счетах, что осложняет выплаты в случае наступления ответственности.
- Сложности с привлечением новых членов. Чем меньше организация, тем сложнее убедить строительные компании вступить в ее ряды.
Предложение по реорганизации: спасение через укрупнение
На данный момент Градостроительный кодекс РФ не предусматривает лимитов по выплатам из компенсационных фондов малых СРО. В результате любое крупное обязательство может привести к необходимости пополнения фонда за счет действующих членов, что ставит организации под угрозу банкротства.
Единственным выходом может стать объединение нескольких небольших СРО путем их реорганизации. Однако в действующей редакции закона такой процесс приводит к ликвидации обеих объединяющихся организаций, что делает его малопривлекательным.
Вместе с тем ранее, в 2017 году, закон №191-ФЗ допускал "мягкую" реорганизацию — присоединение одной СРО к другой без потери статуса. Это позволило бы организациям:
- Сохранить государственную регистрацию;
- Упрощенно перевести компенсационные фонды;
- Автоматически передать права и обязанности членов в новую структуру.
Для возвращения этого механизма достаточно внести правки в статью 3.3 закона №191-ФЗ, убрав оттуда срок действия нормы (1 марта 2017 года).
Что это даст строительной отрасли?
- Снижение риска ликвидации СРО. Крупные организации смогут поддерживать малые структуры, сохраняя их участников.
- Рост финансовой устойчивости. Большие фонды позволят эффективнее защищать права подрядчиков.
- Облегчение регулирования. Вместо множества слабых организаций на рынке останутся стабильные СРО с четкой системой управления.
Таким образом, внесение точечных изменений в закон позволит избежать массового банкротства малочисленных СРО и повысить устойчивость системы саморегулирования в строительной отрасли.