На форуме "World Build: Госзаказ — за прозрачность и эффективность!", прошедшем 30 мая 2025 года в Екатеринбурге, профессиональное сообщество строительной отрасли выработало резолюцию, в которую вошли 41 ключевая проблема, подрывающая эффективность государственных закупок в строительстве. Эти вопросы требуют неотложного внимания законодателей, профильных министерств и государственных заказчиков.
Документ разбит на четыре смысловых блока и содержит конкретные предложения по улучшению системы госзаказа:
№1. Цифрофизация строительной отрасли
- Отсутствие единой цифровой платформы для контроля исполнения контрактов.
- Отсутствие цифровых моделей на ранних этапах закупки.
- Слабая интеграция с государственными информационными системами.
Решения:
- Внедрение цифровых инструментов верификации и экспертизы.
- Создание федерального реестра подрядных организаций и членов СРО с цифровым мониторингом их обязательств.
- Интеграция ИС СРО с ИС госзаказчиков.
№2. Рейтинг деловой репутации (НОСТРОЙ)
- Отсутствие объективного механизма оценки надежности подрядчиков.
- Проблемы при выборе исполнителя: побеждают демпингующие компании без опыта.
Решения:
- Повышение квалификационных требований.
- Обязательная публикация истории исполнения контрактов.
- Создание реестров надежных подрядчиков, включая базу недобросовестных исполнителей.
№3. Ресурсно-индексный метод: тупик или потенциал?
- НМЦК формируется по устаревшим или неполным нормативам.
- Неучет реального роста цен и логистических сбоев.
- Нет единой методики расчета по цифровым моделям.
Решения:
- Установление обязательной индексации при превышении инфляционного порога.
- Разработка укрупненных нормативов на федеральном уровне.
- Внедрение механизмов пересчета цены по фактической инфляции.
№4. Документация и исполнение контрактов
- Контракты стартуют без рабочей документации.
- Задержки по авансам и неустойчивые графики платежей.
- Контроль качества работ осуществляется формально.
Решения:
- Внедрение типовых технических заданий и контрактов.
- Обязательность наличия рабочей документации до начала закупки.
- Укрепление роли независимого строительного контроля.
Проблематика членства в СРО и контроль за обязательствами
Участники форума «World Build: Госзаказ — за прозрачность и эффективность!» также уделили большое внимание вопросу усиления роли СРО в системе госзакупок. В резолюцию вошло около 10 инициатив.
1. Обязательное членство в СРО для подрядчиков по капремонту. Сейчас действующее законодательство позволяет выполнять капитальный ремонт без членства в СРО, если сумма контракта не превышает 3 млн рублей. Однако это создает правовой вакуум: заказчик несет риски, а механизмы компенсации и контроля отсутствуют. Предложение участников форума — закрепить обязанность быть членом СРО вне зависимости от стоимости контракта.
2. Уведомление СРО о каждом новом обязательстве. Было предложено законодательно ввести обязанность для подрядчиков сообщать в СРО в течение трёх рабочих дней о заключении каждого нового договора, затрагивающего сферу саморегулирования. Эта мера позволит СРО оперативно отслеживать общий объём обязательств своих членов и предотвращать превышение допустимого лимита. Несвоевременное уведомление должно повлечь санкции, вплоть до исключения из СРО.
3. Внедрение онлайн-мониторинга совокупных обязательств. Отдельное внимание участники форума уделили необходимости внедрения цифровых систем мониторинга, которые позволят в реальном времени отслеживать размер обязательств каждой компании — члена СРО. Такие системы могли бы быть интегрированы с ЕИС, ЕГРЮЛ, банками и страховыми, что обеспечит полноту информации для заказчиков, регуляторов и самих СРО.
4. Оценка финансовой устойчивости подрядчиков. Поступило предложение разработать единый регламент оценки финансовой устойчивости участников закупок, аналогично требованиям к банкам и страховым организациям. Оценка должна включать параметры: объём обязательств, выручку, наличие судебных разбирательств, долги по налогам, статус юридического лица и структуру собственности. Периодичность оценки — не реже 1 раза в квартал. Без подтверждённой устойчивости — участие в закупках должно быть ограничено.
5. Уточнение ответственности СРО по компенсационным фондам (КФ ОДО). Форум рекомендовал зафиксировать в законодательстве норму: СРО отвечает по обязательствам только тех подрядчиков, кто был её членом на момент подписания контракта. Это исключает ситуации, когда компания заключает договор, выходит из СРО и исчезает, перекладывая ответственность на организацию, где уже не состоит.
6. Освобождение СРО от ответственности при нарушениях со стороны заказчика. Участники указали на частую практику, когда заказчик знает о несоответствии подрядчика требованиям, но всё равно допускает его к исполнению. При этом вся ответственность затем ложится на СРО. Было предложено внести изменения в законодательство, согласно которым в случае игнорирования нарушений со стороны заказчика, СРО освобождается от материальной ответственности.
Эти инициативы направлены на восстановление баланса интересов между подрядчиками, СРО и государственными структурами, повышение надёжности участников рынка и защиту бюджетных средств от неэффективного расходования.
Предложение по квалификационным требованиям и зачем нужна эта резолюция
Одна из ключевых инициатив — усиление роли профессиональной квалификации персонала, работающего в системе государственного заказа. Участники предложили:
- Ввести обязательную процедуру независимой оценки квалификации (НОК) для специалистов, задействованных в строительном контроле. Это касается как сотрудников подрядчиков, так и представителей заказчика. Без НОК специалист не должен иметь права участвовать в контроле за исполнением госконтракта.
- Распространить требование о НОК на все значимые строительные контракты, включая объекты капремонта, инфраструктурного строительства, а также проекты, реализуемые в рамках нацпроектов.
Эта инициатива продиктована тем, что низкий уровень компетенций инженеров и технических специалистов приводит к завышенным срокам, просрочкам, проблемам на этапе приёмки и даже к авариям. Без внешнего контроля квалификаций рынок будет воспроизводить слабых специалистов, не способных обеспечить должный уровень качества и безопасности объектов.
Также участники подчеркнули, что НОК должна стать фильтром на входе в рынок госзаказа — особенно в строительной сфере, где издержки от некомпетентности особенно велики. Это соответствует политике Минтруда и НОПРИЗ по внедрению профстандартов и формированию Национальной системы квалификаций.
Форум в Екатеринбурге не стал очередной формальной площадкой для дискуссий — по его итогам была принята консолидированная резолюция, охватывающая 41 конкретную проблему системы госзаказа и предложенные меры по их решению.
Ключевые особенности резолюции:
- Структура приближена к формату дорожных карт, что делает её удобной для интеграции в стратегические документы: планы Минстроя, инициативы НОСТРОЙ и НОПРИЗ, законодательные поправки в Градостроительный кодекс, 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Документ не имеет нормативной силы, но представляет собой обоснованную и профессионально выверенную позицию рынка. Именно такие предложения служат основанием для подготовки инициатив, выносимых в правительство, Государственную Думу и профильные комитеты Совета Федерации.
- Резолюция может использоваться как методическая база при разработке пилотных цифровых решений, в том числе для автоматизации закупок, контроля исполнения контрактов, построения реестров квалифицированных специалистов и надёжных подрядчиков.
- Также она актуальна в рамках реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и программ капитальных вложений — при подготовке мастер-планов, градостроительных концепций и инфраструктурных кластеров.
Кому стоит обратить внимание на документ?
- Строительные компании — как действующие подрядчики, так и те, кто только выходит на рынок госзаказа.
- Члены СРО — поскольку документ предлагает корректировки в контрольной и финансовой модели работы СРО.
- Участники закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП — особенно в сегменте капитального ремонта, реконструкции, строительства социальных объектов.
- Федеральные и региональные органы власти — включая разработчиков стратегий, национальных проектов и программ КВ (капитальных вложений), которые будут обязаны учитывать предложенные изменения при подготовке своих нормативных актов и требований к исполнителям.
Резолюция фиксирует точку сборки проблем и решений на пересечении бизнеса, профессиональных объединений и государства. И хотя она не является законом, она может стать основой нового нормативного цикла в сфере госзаказа.
Хотите сократить риски и повысить шансы на победу в тендерах? Подключите тендерное сопровождение под ключ от команды СтройЭксперт