Для повышения удобства сайта мы используем cookies. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который также использует файлы cookie
Я согласен/согласна
СРО СтройЭксперт

ЭКГ-рейтинг: подводные камни для строительной отрасли

ЭКГ-рейтинг — это комплексная система оценки деловой репутации бизнеса, направленная на определение уровня благонадежности, социальной и экологической ответственности компаний. Аббревиатура ЭКГ расшифровывается как «Экология, Кадры, Государство» — три ключевых направления оценки бизнеса по национальному стандарту ГОСТ Р 71198–2023.

Основные характеристики ЭКГ-рейтинга:
• Оценка строится на реальных данных о деятельности компании, а не на формальных декларациях.
• По экологии оценивается воздействие на окружающую среду и внедрение лучших доступных технологий.
• В разделе кадров учитываются условия труда, зарплата, социальные программы и поддержка сотрудников.
• Направление «Государство» отражает налоговую историю, деловую репутацию, социальные инвестиции и финансовую устойчивость.
• Методика оценки прошла государственную экспертизу и утверждена как национальный стандарт, что обеспечивает доверие и прозрачность оценки.
• Оценка проводится на основе данных от различных госорганов с использованием скоринга и экспертной верификации.

Рейтинг охватывает около 95% юридических лиц в России и доступен в открытом виде на специальном портале.

ЭКГ- рейтинг в строительстве

Новая система рейтингования ЭКГ-рейтинг, разработанная структурами, связанными с ФНС, вызывает бурные обсуждения в строительной отрасли России и может превратиться в серьёзный административный барьер как для строительных компаний, так и для их саморегулируемых организаций (СРО).

Основные опасения связаны с тем, что система ориентирована на автоматическую оценку более 4 миллионов юридических лиц в стране, преимущественно по критериям налоговой прозрачности и законопослушности, но при этом слабо учитывает специфику строительной отрасли и задачи национальных проектов и госзаказов.
В частности, разработчики предлагают устанавливать обязательные требования к наличию на балансе компаний основных средств (спецтехника, транспорт, здания), дифференцируя их в зависимости от уровня ответственности, который компания хочет получить в СРО. Это означает, что строительная компания, у которой на балансе нет дорогостоящей техники, не может претендовать на высокий уровень ответственности и, соответственно, на более крупные государственные контракты. При этом в отрасли широко распространена практика разделения активов по разным юридическим лицам (строительство, техника, недвижимость), что по мнению создателей рейтинга, должны учитывать сами СРО.

Кроме того, в системе предусмотрено связывать минимальный порог индекса деловой репутации с уровнем ответственности в СРО для работы с государственными контрактами. Это создаёт дополнительные сложности: чтобы повысить рейтинг, компаниям придётся либо покупать дорогостоящие активы, либо переоформлять имущество, что неминуемо увеличит административную нагрузку на работников СРО и сроки получения новых уровней ответственности. Это приведёт к удорожанию и усложнению участия в госзаказе, что негативно скажется на отрасли, где 6-10% строительных компаний участвуют в таких контрактах.

Критики системы отмечают, что она может лишь увеличить бюрократию и коррупцию, усугубить проблемы с качеством строительства и зарплатными мошенничествами, а также дать преимущество налоговым чиновникам за счёт дополнительных налоговых поступлений от перерегистрации техники и недвижимости.

С другой стороны, сторонники системы указывают, что ЭКГ-рейтинг может способствовать формированию настоящих подрядчиков с реальными ресурсами, квалифицированными кадрами и техникой, что повысит прозрачность и качество выполнения государственных строительных проектов.

Таким образом, новая система ЭКГ-рейтинг вызывает много вопросов и опасений в строительном сообществе. Хотя идея рейтингования и контроля за добросовестностью участников госзаказа имеет смысл, подход, основанный на обязательном наличии активов и жёстких административных требованиях, рискует создать дополнительные барьеры и повлиять на стабильность отрасли. Система пока остаётся непрозрачной и требует доработки с учётом реальных потребностей и практик строительного бизнеса.

Купить готовую компанию с возможностью заключения гос.контрактов
Получить бесплатную консультацию на получение лицензии Ростехнадзора: 8-800-350-88-67