Повторная государственная экспертиза сметной стоимости не даёт подрядчику автоматического права на увеличение цены контракта. Об этом конкретно заявил Верховный Суд РФ в Определении от 16.10.2025 № 301-ЭС25-9880 по делу № А43-10408/2024. Несмотря на применение коэффициента корректировки по результатам повторной экспертизы, цена контракта может быть изменена только при условии подписания сторонами дополнительного соглашения.
В деле подрядчик выполнял строительство физкультурного комплекса по муниципальному контракту. Заказчик направил сметную документацию на повторную государственную экспертизу из-за требований Методики 841/пр для контрактов свыше 100 млн рублей. Экспертиза пересчитала цену контракта, установив коэффициент корректировки 1,2391, что должно было увеличить стоимость контракта с 217,6 млн руб. до 320,4 млн руб. Подрядчик применил этот коэффициент и потребовал взыскания разницы около 52 млн рублей, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 1315 от 09.07.2022, допускающее изменение цены при росте сметной стоимости после повторной экспертизы.
Однако суды приняли разные решения: суд первой инстанции удовлетворил требования подрядчика, но апелляция, кассация и Верховный Суд отменили это решение, указывая на следующие обстоятельства:
• контракт был исполнен в пределах установленной цены;
• отсутствовало дополнительное соглашение об увеличении цены;
• подрядчик не направлял заказчику письменное предложение о пересмотре цены;
• нет доказательств приостановки работ из-за роста цен на материалы согласно ст. 709 и 716 ГК РФ;
• отсутствовали условия, необходимые для автоматического изменения цены по постановлению № 1315.
Главный вывод Верховного Суда — положительное заключение государственной экспертизы и применение коэффициента корректировки не приводят к автоматическому изменению цены контракта. Любое увеличение цены возможно только при оформлении дополнительного соглашения между заказчиком и подрядчиком. Таким образом, чтобы законно увеличить цену контракта после повторной экспертизы сметы, необходимо согласие обеих сторон и подписание соответствующего документа.
Данная позиция Верховного Суда важна для всех участников государственных и муниципальных контрактов: контроль за изменением цены остаётся прерогативой сторон, а не результатом экспертизы, что обеспечивает баланс интересов заказчиков и подрядчиков и снижает риски спорных ситуаций. Эта судебная практика помогает предотвратить односторонние изменения стоимости и подтверждает необходимость прозрачного регулирования изменений цены в договорной документации.
СтройЭксперт - это профессиональное сопровождение государственных контрактов в области строительства, рекомендуем обратится к нашим тендерным специалистам, с успехом сопровождающим госконтракты уже более 14 лет : сопровождение и подбор тендеров
Звоните и получите консультацию: 8 (800) 350-88-67
В деле подрядчик выполнял строительство физкультурного комплекса по муниципальному контракту. Заказчик направил сметную документацию на повторную государственную экспертизу из-за требований Методики 841/пр для контрактов свыше 100 млн рублей. Экспертиза пересчитала цену контракта, установив коэффициент корректировки 1,2391, что должно было увеличить стоимость контракта с 217,6 млн руб. до 320,4 млн руб. Подрядчик применил этот коэффициент и потребовал взыскания разницы около 52 млн рублей, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 1315 от 09.07.2022, допускающее изменение цены при росте сметной стоимости после повторной экспертизы.
Однако суды приняли разные решения: суд первой инстанции удовлетворил требования подрядчика, но апелляция, кассация и Верховный Суд отменили это решение, указывая на следующие обстоятельства:
• контракт был исполнен в пределах установленной цены;
• отсутствовало дополнительное соглашение об увеличении цены;
• подрядчик не направлял заказчику письменное предложение о пересмотре цены;
• нет доказательств приостановки работ из-за роста цен на материалы согласно ст. 709 и 716 ГК РФ;
• отсутствовали условия, необходимые для автоматического изменения цены по постановлению № 1315.
Главный вывод Верховного Суда — положительное заключение государственной экспертизы и применение коэффициента корректировки не приводят к автоматическому изменению цены контракта. Любое увеличение цены возможно только при оформлении дополнительного соглашения между заказчиком и подрядчиком. Таким образом, чтобы законно увеличить цену контракта после повторной экспертизы сметы, необходимо согласие обеих сторон и подписание соответствующего документа.
Данная позиция Верховного Суда важна для всех участников государственных и муниципальных контрактов: контроль за изменением цены остаётся прерогативой сторон, а не результатом экспертизы, что обеспечивает баланс интересов заказчиков и подрядчиков и снижает риски спорных ситуаций. Эта судебная практика помогает предотвратить односторонние изменения стоимости и подтверждает необходимость прозрачного регулирования изменений цены в договорной документации.
СтройЭксперт - это профессиональное сопровождение государственных контрактов в области строительства, рекомендуем обратится к нашим тендерным специалистам, с успехом сопровождающим госконтракты уже более 14 лет : сопровождение и подбор тендеров
Звоните и получите консультацию: 8 (800) 350-88-67
