Госдума приняла в третьем чтении законопроект, уточняющий дату начала отчетного срока перехода на новый порядок накопления средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Основная цель инициативы — точно зафиксировать момент, с которого начинается срок при переходе от одной формы накопления средств к другой, а также определить, кто имеет право получать информацию о счёте на капремонт, пояснил Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Согласно документу, решение собственников жилья отказаться от накоплений через регионального оператора вступает в силу через один год со дня получения оператора соответствующего решения.
Если жильцы направили документ оператору, срок вступления в силу начинает отсчитываться с момента фактического получения документа самим оператором. Парламентарий отметил, что теперь вся информация будет фиксироваться, и проверить её можно будет через систему ГИС ЖКХ.
Напомним, на данный момент существуют два основных способа формирования фонда капитального ремонта: через регионального оператора, на счёте которого собираются средства со всех МКД региона, и с использованием специального счёта, создание которого утверждают собственники на общем собрании. Спорные ситуации возникали из-за неопределенности даты начала годового переходного периода: момент отправки уведомления или его получения оператором.
Следующий шаг — парламенту потребуется отслеживать практическую реализацию закона и отражать возможные нюансы в соответствующих ведомственных инструкциях и регламентах.
Обзор изменений в законодательстве РФ в 2025 году в области ФКР
– Усилена ответственность региональных операторов и органов местного самоуправления за прозрачность формирования и использования средств капремонта. Например, повышено требование к документированию движения средств, а также к оперативному предоставлению информации по запросам собственников и госорганов. Это включает требования по фиксации даты начала переходного периода при смене формы накопления и оформлению соответствующих уведомлений через ГИС ЖКХ.
2.Уточнение порядка формирования фондов и сроков
– Внесены уточнения к моменту вступления в силу решений общих собраний собственников об изменении способа формирования фонда капремонта, фиксирующее начало отсчета года со дня получения решения региональным оператором. Это должно снизить спорность дат начала года перехода и повысить предсказуемость для собственников.
3. Изменения в требованиях к спецсчетам и региональному оператору
– Минимальные пороги собираемости взносов на капремонт усилены (примерно в пределах повышения до 60% по спецсчетам), после чего недостающие средства могут перевестись на счет регионального оператора. Это изменение напрямую влияет на распределение риска между жильцами и региональным оператором и требует более строгого мониторинга со стороны органов надзора.
4. Расширение информационной доступности
– Обязано предоставление по запросу собственников и региональных операторов сведений об общих поступлениях, остатках и операциях по счетам капремонта. Это касается как спецсчета, так и счетов региональных операторов, что должно повышать прозрачность и упрощать аудит.
5.Влияние на подрядчиков и контрактные отношения
– Хотя конкретные новые требования к подрядчикам в 2025 году напрямую не сформулированы как расширение регуляторной ответственности к подрядчикам (подрядчики чаще всего связаны со спецсчетами и управлением фондами), новая волна прозрачности и усиленный контроль за движением средств косвенно влияет на требования к подрядным организациям: они могут потребоваться для предоставления полной финансовой документации, участия в аудите проектов капремонта, а также соблюдения сроков передачи документов и данных по запросу регуляторов и регионального оператора. Это подталкивает к более строгому соблюдению бюджетного и контрактного учета.
Хотите участвовать в отборах ФКР и получать заказы на капремонт? Проверьте актуальные конкурсы и процедуры на нашем сайте. Мы поможем пройти аккредитацию и оформить документы под новые стандарты.
Актуальные отборы ФКР
Звоните и получите консультацию по прохождению предварительного отбора и получению аккредитации ФКР: 8 (800) 350-88-67
Основная цель инициативы — точно зафиксировать момент, с которого начинается срок при переходе от одной формы накопления средств к другой, а также определить, кто имеет право получать информацию о счёте на капремонт, пояснил Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Согласно документу, решение собственников жилья отказаться от накоплений через регионального оператора вступает в силу через один год со дня получения оператора соответствующего решения.
Если жильцы направили документ оператору, срок вступления в силу начинает отсчитываться с момента фактического получения документа самим оператором. Парламентарий отметил, что теперь вся информация будет фиксироваться, и проверить её можно будет через систему ГИС ЖКХ.
Напомним, на данный момент существуют два основных способа формирования фонда капитального ремонта: через регионального оператора, на счёте которого собираются средства со всех МКД региона, и с использованием специального счёта, создание которого утверждают собственники на общем собрании. Спорные ситуации возникали из-за неопределенности даты начала годового переходного периода: момент отправки уведомления или его получения оператором.
Следующий шаг — парламенту потребуется отслеживать практическую реализацию закона и отражать возможные нюансы в соответствующих ведомственных инструкциях и регламентах.
Обзор изменений в законодательстве РФ в 2025 году в области ФКР
- Рост требований к управлению и контролю за фондами капремонта
– Усилена ответственность региональных операторов и органов местного самоуправления за прозрачность формирования и использования средств капремонта. Например, повышено требование к документированию движения средств, а также к оперативному предоставлению информации по запросам собственников и госорганов. Это включает требования по фиксации даты начала переходного периода при смене формы накопления и оформлению соответствующих уведомлений через ГИС ЖКХ.
2.Уточнение порядка формирования фондов и сроков
– Внесены уточнения к моменту вступления в силу решений общих собраний собственников об изменении способа формирования фонда капремонта, фиксирующее начало отсчета года со дня получения решения региональным оператором. Это должно снизить спорность дат начала года перехода и повысить предсказуемость для собственников.
3. Изменения в требованиях к спецсчетам и региональному оператору
– Минимальные пороги собираемости взносов на капремонт усилены (примерно в пределах повышения до 60% по спецсчетам), после чего недостающие средства могут перевестись на счет регионального оператора. Это изменение напрямую влияет на распределение риска между жильцами и региональным оператором и требует более строгого мониторинга со стороны органов надзора.
4. Расширение информационной доступности
– Обязано предоставление по запросу собственников и региональных операторов сведений об общих поступлениях, остатках и операциях по счетам капремонта. Это касается как спецсчета, так и счетов региональных операторов, что должно повышать прозрачность и упрощать аудит.
5.Влияние на подрядчиков и контрактные отношения
– Хотя конкретные новые требования к подрядчикам в 2025 году напрямую не сформулированы как расширение регуляторной ответственности к подрядчикам (подрядчики чаще всего связаны со спецсчетами и управлением фондами), новая волна прозрачности и усиленный контроль за движением средств косвенно влияет на требования к подрядным организациям: они могут потребоваться для предоставления полной финансовой документации, участия в аудите проектов капремонта, а также соблюдения сроков передачи документов и данных по запросу регуляторов и регионального оператора. Это подталкивает к более строгому соблюдению бюджетного и контрактного учета.
Хотите участвовать в отборах ФКР и получать заказы на капремонт? Проверьте актуальные конкурсы и процедуры на нашем сайте. Мы поможем пройти аккредитацию и оформить документы под новые стандарты.
Актуальные отборы ФКР
Звоните и получите консультацию по прохождению предварительного отбора и получению аккредитации ФКР: 8 (800) 350-88-67
